Найти тему
5,4K подписчиков

О прошлом больницы (продолжение)

В одной публикации за февраль 2008 г. я прочитал следующее: «14 января Георгию Семеновичу Кокаеву исполнилось бы 60 лет. К несчастью, он не дожил до своего юбилея.

В одной публикации за февраль 2008 г. я прочитал следующее: «14 января Георгию Семеновичу Кокаеву исполнилось бы 60 лет. К несчастью, он не дожил до своего юбилея. Это была значительная, заметная фигура в Московской областной психиатрии. Его хорошо знали и любили многие психиатры по всей России. Ряд лет он руководил одной из наиболее крупных психиатрических больниц области (МОПБ № 5). Прекрасный организатор и клиницист, он много сделал для укрепления и развития своей больницы. Как опытного эксперта и специалиста, его часто направляли в различные регионы страны для участия в работе медицинских комиссий. Человек широкой души, открытый и лучезарный, он умел налаживать не только деловые, но и неформальные, дружеские контакты со своими коллегами, оставаясь при этом строгим и требовательным, если этого требовали интересы дела. Он был одним из создателей Московского Клуба психиатров. Годы идут, а память об этом замечательном человеке, прекрасном враче и руководителе, товарище и друге, живет в наших сердцах. И не стихает боль от потери. Жаль, что его нет с нами сейчас» (http://gazeta.psylawpr.ru/2008-1-38.php).

Похоронен Георгий Семенович на Хотьковском кладбище. С фотографии на памятнике над его могилой он с доброй улыбкой смотрит на нас. Под фотографией надпись: «Георгий Семенович Кокаев 13. I 1948 - 18. X 2001». Царствие ему Небесное и вечный покой!

На день Крещения Господня

Из всех праздников для меня самый трудовой ‒ это Крещение Господне. Начинается он накануне, то есть в сочельник, предшествующий главному празднованию. В этот день совершается особая служба, она довольно продолжительная и в конце ее ‒ Великий чин освящения воды. Обычно после литургии Василия Великого и молебна в больнице я иду кропить святой водой все больничные помещения. Однажды в Московской духовной академии мне пришлось освящать четырехэтажный корпус со всеми помещениями, и на это ушло три часа и четыре ведра воды. Ряса за это время вся стала мокрой, хоть выжимай. На всю больницу ‒ я один священник, и чтобы обойти все ее корпуса, нужно потратить также 2-3 часа. Как правило, я начинаю с административного корпуса, он не очень большой и имеет два этажа. Пою тропарь празднику и одновременно начинаю окроплять помещения: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Затем поздравляю сотрудников и вручаю им небольшие подарки ‒ различные душеполезные книжицы, которые специально подбираю к этому дню. Обычно все остаются довольны, смеются, благодарят, обмениваются впечатлениями. После этого направляюсь в соседнее здание, до него ‒ минуты три ходьбы, в 12-е мужское отделение. Звоню в дверь, открывает девушка-медсестра, и я ей объясняю, что сейчас великий праздник ‒ Крещение Господне, и я пришел покропить их отделение. Она вежливо впускает меня, и я начинаю обычную свою процедуру. Пациенты, услышав мое пение, группами и в одиночку с любопытством выходят в коридор. Я размахиваю кропилом и окропляю их святой водой. Кто-то сторонится, кто-то, наоборот, прохода не дает. «Покропите, пожалуйста, ванну, кладовую...» ‒ несется мне в след. Поспешно открывают одну за другой все комнаты. В конечном итоге все остаются довольны: и больные, и медперсонал.

Уже слегка мокрый, выдвигаюсь к другому соседнему двухэтажному корпусу, который тоже ‒ в трех минут ходьбы. Здесь два отделения: 7-е и 16-е. Довольно быстро прохожу их, и, уже немного уставший и изрядно подмокший, двигаюсь далее. Впереди еще три корпуса, они одноэтажные, но по площади, в принципе, равны тем, в которых я только что побывал. Это 14-е и 10-е отделения и наркологический корпус, где в одном из помещений устроена часовня. Итак, примерно за полтора часа я в темпе обошел почти все отделения. Осталось 4-е, что напротив наркологического корпуса. Стараюсь идти бодро, но чувствую, что силы меня уже оставляют, с моего облачения ручейками стекает вода, и за мной пропечатываются на снегу разлапистые мокрые следы. Появляется устойчивое желание передохнуть и подсушиться. Заведующая отделением Лариса Петровна Александрова словно предвосхитила мои самые сокровенные мысли и сразу пригласила попить чай у нее в кабинете, переодеться и передохнуть. Я охотно согласился с ее предложением и снял с себя верхнюю священническую одежду, чтобы немного просохла. Была половина третьего дня. Чай быстро вскипел. К нашей импровизированной чайной трапезе присоединилась помощница заведующей, ординатор отделения и одна из старейших сотрудниц Галина Александровна Деведжиева, которая зашла в кабинет Ларисы Петровны по какой-то надобности. Она известна как великолепный врач, заканчивала в своре время аспирантуру и работает в больнице уже более сорока лет. Между нами возникла непринужденная беседа. Галина Александровна рассказала, что застала еще времена хрущевские. Тогда она и подумать даже не могла, что вот так батюшка будет ходить по отделениям и кропить всех святой водой. Я попросил ее поподробнее осветить наиболее интересные факты из истории больницы, начиная с того времени, когда она пришла работать в этот коллектив. Далее помещаю ее рассказ с небольшими редакторскими уточнениями, связанными с хронологией событий.

«Я пришла сюда работать в июне 1969 г. еще при Мурашкине Ростиславе Николаевиче. Его предшественника, Ануфриева Анатолия Кузьмича, я не застала, но слышала, что это был выдающийся советский психиатр, руководивший больницей с 1959 по 1962 гг. В годы Великой Отечественной войны он был узником концлагеря Дахау. В период его работы для лечения психозов активно применялась биологическая терапия, были построены здания лечебно-трудовых мастерских, целенаправленно осуществлялись реабилитационные программы. Работу главного врача он совмещал с научными изысканиями. Его познания в области психиатрии были поистине энциклопедичны. О его блистательных клинических разборах ходили легенды. Он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В последующем многие годы Анатолий Кузьмич работал научным руководителем в ведущих научно-исследовательских институтах психиатрии СССР.

Продолжение следует.

Дорогие братья и сестры!

Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.

Помогай нам всем Бог!