Продолжение цикла «История Российского государства в повестях и романах», истории древнего рода, представители которого носят на лбу приметный знак. Со времён Кия и Рюрика довёл Борис Акунин своих героев до конца XIX столетия. К финалу серии генеалогическое древо подувяло: то ли выродилось, то ли наскучило создателю. Но, будучи профессионалом, писатель решил довести дело до конца. А отсутствие вдохновения подменить постмодернистским ремеслом.
Здравствуйте!
Акунина часто упрекают за использование готовых литературных моделей. Эксперименты со стилями на практике превращаются в заимствования, когда герои въезжают в готовое художественное пространство. В романе «Дорога в Китеж» автор использовал другой приём – готовые персонажи втискиваются в реалии русской истории.
Основной источник вдохновения писатель не скрывает, а преподносит читателю на блюдечке. Три центральных персонажа сами именуют себя мушкетёрами. Три друга со схожими фамилиями – Воронин, Воронцов и Питовранов – сравнивают себя с Арамисом, Атосом и Портосом.
И композиция романа соответствует романам Дюма: знакомство с д’Артаньяном, потом 20 лет спустя и ещё через 10 лет. За это время три воронёнка успевают опериться в полноценных воронов, что до поры до времени не клюют друг другу глаз.
Сюжетная схема накладывается на канву российской истории – за это время на престоле успело смениться три монарха, от Николая I до Александра III. Крымская война, народовольцы, самодержавие и укрепление либеральной мысли. Политические бури то сводят друзей юности, то разводят до положения непримиримых идейных врагов.
Надо сказать, что образы Воронцова, Питовранова и Воронина очень далеки от оригинальных Атоса, Портоса и Арамиса. Трудно представить, что благородные герои Дюма способны на те глупости и подлости, что творят персонажи Акунина. Но с самой большой натяжкой слеплен образ «д’Артаньяна» - Адриана Ларцева. Именно он украшен особой меткой, он – тот, кто связывает воедино акунинский цикл.
Адриан – сын героев предыдущего произведения «Мiр и война». Автор оставил их у Сенатской площади утром 14 декабря. В промежутке между романами Ларцевы уехали в Сибирь, где и сгинули, оставив потомка Адриана. Хотя, по изначальной авторской задумке, герои с пятном на лбу должны быть в центре событий, по дороге в Китеж Ларцев отодвинулся на второй план. И не заслужил от автора даже продуманного характера. Писатель использовал готовые модели. Сосланный декабрист, отец Адриана, частично позаимствован из раннего романа Акунина «Герой иного времени». А сам Адриан Ларцев аккуратно вырезан из произведений Фенимора Купера. Натаниэль Бампо, Кожаный Чулок, Зверобой и Соколиный Глаз – помните? Зачем придумывать то, что уже придумано до нас. Осталось переместить героя из американских прерий в сибирскую тайгу. А для маскировки наделить его отличительной чертой – одержимой любовью к железнодорожному строительству.
Надо сказать, что в качестве российского д’Артаньяна персонаж не очень прижился. Пришлось автору снова ссылать его в прерии, а оттуда доставать по мере надобности.
В общем, получилось, что д’артаньянообразный герой в романе лишний. Зато три «мушкетёра» (а на самом деле либерала-патриота) позволяют читателю окунуться в густые дебри российской политики времён Царя-освободителя и утверждения капитала. И здесь автор удивляет своих постоянных читателей.
Если помните, в романе «Статский советник» Акунин уже показывал героев-народовольцев. Причём показывал их с точки зрения закона – как возмутителей спокойствия, одержимых бомбометателей и безжалостных yбийц.
«Дорога в Китеж» пролегла через другую точку зрения, близкую к советской идеологической историографии.
Народовольцы здесь – отважные герои, идейные борцы, несгибаемые и непримиримые, готовые сложить головы ради высокой цели. А случайные жертвы – щепки, что улетели во имя революции.
Судьбы трёх главных героев с «вороньими» фамилиями переплетаются с важнейшими историческими событиями. Политические хитросплетения, изнанка придворной жизни, интриги и дипломатические изыски – всё это автору безусловно удалось. «Дорога в Китеж» - несомненно, глубокий роман.
И тем более удивительно, что он достаточно тяжело читается.
Лёгкий акунинский слог здесь буксует и вязнет. Отчётливо заметно, что автор устал от проекта, и История Российского государства ему изрядно наскучила. А между тем, обязательства не отпускают, впереди ещё один роман.
Хорошо, что Александр-наш-Дюма-отец не подводит. Держась мушкетёрского сюжета, Акунин приводит свой к финалу.
Как и положено, выиграет Арамис.
Рекомендую, но не настаиваю!
#книжный клуб ямадама
#книжныйклубямадама #борисакунин #историяроссийскогогосударства #историческийроман #книги #литература #дорогавкитеж #тримушкетёра