Вместо предисловия.
Эту статью я пишу, основываясь на собственном опыте и своих наблюдениях. БОльшая часть примеров взята мною из жизни.
Я - мама двух детей. Сыну Сергею - 9.5 лет. Дочке Вере почти 15. По специальности я - преподаватель немецкого и английского языков, учитель первой категории. В данный момент работаю репетитором. Опыт работы с детьми - 20 лет. В том числе опыт преподавания - 18 лет.
Рождается ребенок, и молодые родители должны не только кормить его, заботиться о его благосостоянии, но и воспитывать его. И если с первыми двумя моментами всё более или менее понятно, то что касается воспитания детей, то тут возникают определённые сложности. Каждый ребёнок уникален. Но к нему в роддоме, к сожалению, не выдают инструкцию. Так, что же надо учитывать при воспитании детей?
1. Наследственность.
Ох, уж эта наследственность! В наследство от родителей и других близких и не очень родственников ребёнок получает не только цвет глаз, волос и цвет кожи, тип фигуры, походку, манеры поведения и привычки, но и задатки способностей, особенности нервной системы, умственные способности.
Мой сын Серёжа любит носить кепку, как его дед (мой отец) и прадед (по линии отца). Сын носит кепку с утра и до сна три сезона в году.
Сергей очень привередлив в еде, как и его дед (тот, что с кепкой), родная тётя и бабушка по папиной линии.
Сын увлекается архитектурой и строительством, как его отец. Папа у Сергея - инженер-строитель по специальности. И сын любит машины и всё, что с ними связано, как и его родной дядя.
Вера (моя дочка) не любит обниматься (точно так же, как и её бабушка, моя мама).
Вера любит делать причёски (как её бабушка) и хорошо готовит (у нас вообще все любят готовить).
Дочка любит читать, как я, её бабушка и дедушка (мои родители), а так же её прадед и прабабушка.
2. Тип темперамента.
Существует четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Типы темперамента встречаются в природе чаще всего не в чистом виде, а в определённом процентном соотношении. Чаще всего это смесь двух каких-то видов.
Тут замечанием типа "Маша, перестань ныть, мне от твоего нытья уже тошно!" нытьё не прекратить. Поскольку Маша будет уже не Маша, если перестанет ныть 18 часов в сутки! Сложно воспитывать таких Маш? Очень сложно. Хотя хочется "выключить" Машу, хоть на время. Поэтому надо знать "врага" в виде типа темперамента в лицо. Кстати, догадались какой тип темперамента у Маши?
И Петя не может не толкать Толю, когда они сидят рядом друг с другом в очереди в поликлинику. Петя - холерик. Ему не высидеть 40 минут без движения. Вы его только убить можете, тогда он перестанет задирать брата. Или носиться по коридору. Но мы ведь воспитывать детей должны, правда, а не убивать?
Ещё одна моя статья на эту тему:
3. Особенности личности (Психологические типы): Экстраверт, интроверт или амбиверт?
Особенности личности тоже стоит учитывать при воспитании детей. Так, в психологии выделяются три психологических типа личности: экстраверт, интроверт и амбиверт. Не буду в этой статье писать полную характеристику каждого понятия, упомяну только наиболее важные отличительные черты каждого типа.
Так, дети-экстраверты с удовольствием играют с другими детьми, легко заводят новые знакомства и вообще стараются находиться большую часть времени в компании других людей. Дети-интроверты предпочитают большую часть времени находиться в обществе самих себя (то есть в одиночестве). Они замкнуты и нелюдимы. Дети-амбиверты могут как играть с удовольствием с друзьями, так и спокойно почитать книгу, порисовать или строить модели из конструктора и т. п.
То есть усадить непоседу-Веру читать книгу посреди бела дня летом, когда другие дети то и дело зовут её погулять на улицу, представляется маловероятным, так как Вера чистой воды экстраверт. И по совместительству моя дочка.
Верин приятель Лев - интроверт. Ему 1 сентября будет 15. И он должен был бы гулять дни напролёт с друзьями, но Вера пока так и не смогла вытащить Льва ни на одну прогулку с их общими друзьями.
А вот мой сын Серёжа - амбиверт. Он может часами играть в машинки сам с собой или строить модели домов из Лего, а может кататься с друзьями на велосипеде или поиграть у них во дворе в догонялки или прятки.
4. Сенситивный период.
Есть такое понятие в психологии, как "сенситивный период". Это период, когда условия для развития психических свойств ребёнка и видов его поведения наиболее благоприятны. То есть нельзя научить читать двухмесячного малыша, так как для этого не наступил сенситивный период.
Одна моя знакомая, вдохновлённая тем, что её первая дочь уже в три года знала все буквы и читала, была крайне огорчена тем фактом, что младшая и в 5 лет не особо хотела учиться читать. Тут срабатывает чувство неполноценности своего ребёнка при сравнении его с другими детьми. Но надо просто признать тот факт, что дети в одной семье не являются полными копиями друг друга, а, значит, каждый из них развивается в своём собственном ритме.
Итак, мою дочь муж учил кататься на двухколёсном велосипеде где-то в возрасте с 5 до 6 дет. Учил долго. Вера научилась кататься. Но не сразу. Возможно, её сенситивный период для приобретения этого навыка на тот момент не пришёл. Или был ближе к 6 годам. А сын Серёжа катался сначала (лет с трёх) на четырёхколёсном велосипеде сестры. А потом, когда ему тоже было 5, колёса сняли, и он поехал сам. По сути он научился сам кататься на велосипеде. То есть с сенситивным периодом мы тогда отгадали.
В первом классе Вера умела завязывать шнурки на обуви. А сын научился это делать (не очень уверенно) только ближе к третьему классу, но до сих пор предпочитает обувь на липучках. Значит, его сенситивный период для приобретения этого навыка был не в 7, а в 9 лет.
5. Ведущая деятельность
Ещё одно понятие в психологии, которое надо учитывать при воспитании детей разного возраста, - это ведущая деятельность. Простыми словами понятие "ведущая деятельность" - это та деятельность, которая занимает в жизни ребенка больше всего времени. Остановимся на этом моменте подробнее, ибо это крайне важно.
(С Вашего позволения, опустим в этой статье описание ведущей деятельности для детей от 0 до 3 лет.)
Так, например, в дошкольном возрасте ведущая деятельность - это сюжетно-ролевая игра. Именно поэтому всё обучение детей дошкольного возраста проходит только в игровой форме. И детей младшего школьного возраста (лет так 8-9 тоже) тоже можно учить чему-то в игре.
Поэтому вместо слов "давай учиться считать", можно предложить 5-6-летнему ребёнку "поиграть в магазин". А вместо того, чтобы заставлять трёхлетнего ребёнка перед сном "собирать игрушки", можно предложить ему "собрать в коробку для игрушек "грибы", а для 4-5-летнего предложить посоревноваться, кто быстрее выполнит своё задание: мама на кухне наведёт порядок или сын в комнате уберёт игрушки. Думаю, Вы знаете, кто победит, "к сожалению" мамы, в этом соревновании.
Для младшего школьного возраста (6-11 лет) ведущей деятельностью становится учебная. Дети младшего школьного возраста обожают учиться. И в этом возрасте для них существует только один авторитет - их учитель. Поэтому, если Вам надо как-то повлиять на своего ребёнка, берите классного руководителя Вашего ребёнка в союзники и просите учителя о помощи. Ему Ваш сын или Ваша дочка поверят быстрее, чем Вам.
Пример из моей жизни. Мой сын поверил только учительнице, что при чтении предложений надо делать паузы на знаках препинания и что по лестнице надо ходить спокойным шагом, так как иначе можно подвернуть ногу. Правда, последнее правило у него распространяется только на школу, к сожалению.
Вы, вероятно, замечали как дети стараются учиться в 1-4 классах? Им так хочется быть успешными. Они очень стараются. Все-все без исключения стараются. Главное - увидеть это старание и рвение учиться и не зарубить их на корню неосторожным замечанием типа: "Петя, ну, кто так пишет? Как курица лапой! Две буквы в этой строчке на буквы похожи, а остальное - и не буквы вообще, каракули какие-то!". Вместо этого лучше обнять Петю и радостно воскликнуть: "Вот это да, Петя! Две буквы в этой строчке просто загляденье! Неужели это ты их написал! Молодец! Отличные буквы!"
Представьте себя на месте Пети в каждой из ситуаций и подумайте, в каком случае Пете захочется приложить максимум усилий.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками.
Поэтому если Ваша дочь Катя 5 часов говорит с подружкой по телефону - это нормально. И если Ваш сын Костя гуляет по 2-3 часа с компанией друзей - это тоже нормально.
И, да, учёба летит в тартарары. Почти у всех. Терпите. Этот этап надо пережить. Тут главное - не связывать своё чадо по рукам и ногам в прямом и переносном смысле слова и не высмеивать его друзей. А желательно познакомиться с ними лично (пусть приходят к Вам на выходных на чай с пирогом, а пирог можно испечь вместе своим почти взрослым ребёнком, и "жилище" попросить его "разгрести от мусора", дабы друзья были приятно удивлены такому радушному приёму и пришли ещё. И Бог с ним, что дома будет толпа людей! Зато Вы познакомитесь с окружением Вашего ребёнка (в этом возрасте надо быть начеку, не то можно и не заметить, кто и куда тянет Ваше чадо), заслУжите у него уважение и покажете, что Вам важны ценности Вашего сына или дочери, поскольку для них сейчас дружба стоит на первом месте.
Можно пригласить друзей не на пирог (это больше для девочек, наверное), а на футбол, на пикник, на рыбалку и т. д. Тут всё зависит от интересов Вашего ребёнка и Вас лично.
В старшей школе (15-18 лет) ведущей деятельностью становится профессионально-учебная. Вы, наверное, замечали, как дети, которые в средней школе не хотели учиться, вдруг брались за ум и за три последних года обучения в школе делали невозможное. Тут, главное, помочь своему ребёнку найти себя и не давить на него своим авторитетом.
Николай Ягодкин, основатель Центра образовательных технологий Advance, является одним из таких учащихся. Если Вы ознакомитесь с его биографией и посмотрите его видео, то убедитесь в том, что перед Вами умный и образованный человек. Но в детстве, до 9 класса, он учился крайне скверно.
Что я хочу этим сказать? А то, что в ребёнке надо видеть ПОТЕНЦИАЛ. И задача родителей - создать ему такие условия, чтобы ребёнок нашёл ту сферу деятельности, в которой он сможет себя максимально развить и которая может стать его профессией в будущем.
Как научить ребенка учиться / Большое занятие с Николаем Ягодкиным.
Моя дочь Вера идёт в этом году в 9 класс. И я вижу, как загораются её глаза, когда она говорит о том, что она любит. Вера красиво рисует. Она посещает изостудию (к сожалению, я не настояла на её поступлении в художественную школу в своё время) и с этого года хочет продолжить развиваться в любимом направлении: она планирует обучаться в одной из компьютерных академий нашего города, скорее всего будет изучать компьютерный дизайн, фотошоп и т. п. Это решение дочери. Мы не давим на неё в выборе кружков или курсов.
6. "Ребёнок не должен быть идеальным. Ребёнок должен быть уникальным". Д. Карпачев.
Это цитата моего любимого психолога. А мы чаще всего хотим, чтобы наши дети были идеальными: опрятными, вежливыми, умными, хорошо учились в школе (лучше всего сами, без нашей помощи, и "на отлично"), вели себя прилично и не позорили нас, родителей, закончили вуз, нашли себе хорошую статусную работу и хорошего мужа или жену и родили таких же, как я описала выше, детей. Вы знаете много таких детей?
А, Катенька со второго подъезда, где живёт Ваша мама, и отличник-Костя, который учится с Вашим Ванькой в одном классе?!
Катя занимается в хореографической школе с 6 лет, с 4 лет занимается гимнастикой и танцами, поёт в хоре и учится на одни пятёрки (или девятки, или двенадцатки, или единицы - это смотря, какая самая лучшая отметка в той стране, где живёте Вы).
А Костя в свои 11 лет является победителем республиканского конкурса по физике, победителем международной олимпиады по математике и учится в одном классе с Вашим 15-летним Ванькой!
Вот поэтому, Ваньке надо срочно заняться танцами и гимнастикой! Ничего, что он мальчик, ему 15 и он любит лошадей и собак. Пусть себе любит их после того, как приедет из Италии, где выступит со своим танцевальным коллективом и выиграет первый приз. Или после того, как станет Чемпионом Европы по гимнастике. Или после того, как, наконец, выучит эту чёртову физику или математику хотя бы на "четвёрку" / "семёрку" / ""десятку" / "двойку" и т. д.
Итак, конный спорт под запретом. Собаку не заводим. Нам и хомяка хватит, если решимся его купить. Главное, чтобы Ванька был похож на Катеньку или Костю. Мы всё для этого сделаем. И репетиторов наймём! И в хореографическую школу по блату пристроем!
Ну, а пока мы зарабатываем деньги на репетиторов и ищем блат, мы "обрабатываем" Ваньку умными речами. Пусть знает, что мы его любим. А ещё больше будем любить, когда он станет таким, как Катенька или Костя.
Знакомая ситуация?
Есть такое правило в психологии и педагогике: нельзя сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Никогда. Ребёнка можно сравнивать только с самим собой. И только в этом случае ребёнок сможет стать лучше, чем есть сейчас.
Поэтому правильно сказать: "Ваня, ты сегодня постарался больше, чем вчера, и написал контрольную по математике лучше". Или: "Ваня, в прошлом году, ты к лошади и подойти боялся, а в этом году ездишь и рысью, и галопом".
7. Детей нужно хвалить больше, чем ругать. А лучше вообще не ругать.
Только обратите внимание, что хвалить (или порицать) нужно поведение ребёнка, а не его самого.
Нельзя говорить: "Глаша, ну, ты и неряха! Опять платье забыла чистое надеть. Да, и в комнате опять бардак!" Лучше сказать: "Глаша, на тебе грязная одежда, пойди-ка переоденься. И в комнате пора бы убраться!"
Как Вы думаете, в каком случае ребёнок быстрее сделает, то, что Вы хотите?
Когда Глаша переоденется в чистую одежду и наведёт порядок в комнате, не стоит говорить с иронией: "Ну, наконец, грязнуля преобразилась и соизволила убраться!" Поскольку в следующий раз Глаша на зло Вам будет ходить в грязном и оставит к комнате всё, как и было. Если Глаше сейчас 10 и она ещё терпит Вашу иронию, то лет в 12-14 она открыто скажет Вам, что она о Вас думает, милые родители, обладающие прекрасным чувством юмора!
Лучше отметить чистую одежду Глаши и убранную комнату следующими словами: "Какая ты стала красивая, Глаша! Это платье тебе очень идёт! А в комнате такой порядок, что и не скажешь, что тебе всего 10 лет!".
Представьте себя на месте Глаши и подумайте, какая похвала поможет девочке измениться в лучшую сторону.
8. Физическое наказание и крик негативно сказываются на физическом и психическом состоянии ребёнка и вредят формированию его личности.
Многие родители, читая эти строки, не согласятся со мной. Но это доказанный учёными факт.
Представьте себе, что над Вами возвышается Ваш работодатель с ремнём в руках и, несмотря на все Ваши просьбы и слёзы, хочет Вас побить. Или не только хочет, но и бьёт. Регулярно. Вы ведь зачем-то вступили с ним в спор, или высказали своё мнение, или поломали на работе какую-то вещь, или забыли прийти вовремя на совещание, или проспали на работу, или повздорили с коллегой... Как долго Вы будете терпеть к себе такое отношение начальства? Или одной попытки такого поведения со стороны Вашего директора "воспитать" Вас будет достаточно, чтобы уйти с этой работы навсегда. Думаю, многие из Вас не поленятся и подадут заявление в прокуратуру на горе-начальника. Ведь такое отношение к Вам - это покушение на Ваше здоровье или нанесение ущерба Вашему здоровью. А это уже статья УК.
А теперь увеличьте Вашего директора в размерах в 2-3 раза. И прочитайте предыдущий абзац ещё раз. Ну, как впечатления?
Вот таким вот страшным "Великаном-начальником" нас воспринимают наши дети. Единственное НО: они не могут "уйти" от нас. Пока не могут.
Сила традиций применения физического наказания в странах постсоветского пространства достаточно велика. НО ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ уже ЯВЛЯЕТСЯ ЗАПРЕЩЁННЫМ СПОСОБОМ ВОСПИТАНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, В УКРАИНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Я хочу отметить, что дети, которых воспитывают при помощи физических наказаний, ведут себя агрессивно по отношению к другим детям и животным, по отношению к старикам и более слабым людям, включая людей с инвалидностью.
То есть наш ребёнок, став подростком, может поднять в ответ на нашу агрессию (и даже просто замечание) на нас руку. А мы, родители, становимся со временем всё старше и старше. И только наша вина и наша ответственность за такое поведение наших детей.
9. Воспитывать детей надо личным примером.
То есть как бы мы ни учили наших детей есть кашу на завтрак, говорить "спасибо" в ответ на чью-то услугу или не бить брата, если мы этого сами не делаем, то и дети не будут.
Как говорят англичане: «Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
10. Пол ребёнка.
Пока не определилась, на сколько сильно пол ребёнка влияет на его воспитание.
Что скажете Вы?
Вместо заключения.
- Я сознательно вынесла первым пунктом наследственность. Поскольку считаю, что генетически мы получаем не только то, что я перечислила выше, но и один из видов темперамента и психологический тип.
- Статья описывает главным образом психически здоровых детей без серьёзных физических, неврологических и подобных диагнозов.
Если я забыла упомянуть какие-то моменты, которые надо учитывать в воспитании детей, пишите в комментариях.
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#воспитание детей #дети и родители #ведущая деятельность #сенситивный период #типы темперамента и психотипы