Жизнь похожа на плавание по течению реки: порой события сменяют друг друга с головокружительной скоростью, в которых человек вынужден принимать непростые судьбоносные решения. В другие моменты всё происходит иначе: жизнь «застывает» и появляется ощущение, что ничего интересного в ней не происходит, причем довольно продолжительное время.
Кризис может быть разным. Может ли здесь помочь терапия и что особенно важно на первых этапах кризисного консультирования?
Ответы на эти вопросы мы постарались дать в нашем материале.
По большому счёту, любая ситуация, которая заставляет человека искать психологическую помощь, является кризисной. Само по себе понятие «кризис» означает момент времени, требующий принятия какого-то решения.
Американский ученый, психолог и автор популярного учебного пособия «Практика телефонного консультирования» Гордон Хэмбли обозначил кризис как «Опасную возможность с сопутствующей тревогой». Он же выделяет два вида кризиса:
- Жизненный кризис (рождение, взросление, смерть, женитьба и др.)
- Случайный кризис (болезни, войны, катастрофы, насилие и др.)
Случайные кризисы непредсказуемы, а от того могут быть более стрессогенными для нас. Однако и в первом, и во втором случае есть сходные черты: страх, вина, отчаяние и другие сложные чувства.
Что же делать специалисту?
Автор пособия «Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями» В. Ю. Меновщиков отмечает, что большинство кризисных ситуаций требуют, чтобы психолог-консультант добивался трёх целей:
1. Установить отношения доверия
Важно не только сочувствовать, но и выражать своё сочувствие (эмпатию) правильными словами. Клиент должен знать, что вы понимаете его и готовы вместе работать над поиском разрешения кризиса.
2. Определить суть кризисной ситуации
Клиенту необходимо дать возможность ясно и подробно выразить причину кризиса. Постарайтесь выстроить рассказ клиента так, чтобы в конечном итоге кризисную ситуацию можно было описать одним предложением.
3. Обеспечить возможность действовать
Помогите клиенту наметить определенный план действий и убедиться в том, что он реален и достижим. Если это так, а клиент принял на себя ответственность за реализацию плана, то специалист должен ободрить клиента и поддержать это решение.
Важно!
А) Отмечайте минимальные изменения, ведущие к преодолению кризиса
Добиться большой грандиозной цели на все 100% довольно тяжело. Ставьте перед собой реальные, достижимые задачи. Помните про «искусство маленьких шагов»: беритесь за то, что с большей вероятностью приведет к успеху.
Б) Дайте человеку возможность сказать вам, что он намерен сделать для выхода из кризиса
Например, можно спросить: «Что Вы намерены сделать, когда выйдете из кабинета/завершите наш онлайн-сеттинг?».
Такой вопрос может выступить в качестве поддержки, а также помочь клиенту сформировать намерение.
Разумеется, это лишь некоторые советы для начала работы с клиентами, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В Восточно-Европейском Институте Психоанализа курс повышения квалификации о кризисном консультировании ведёт В.А. Смарышева.
В следующем материале мы поговорим с ней о том, как понять клиента в кризисе, каким образом происходит работа с клиентом, имеющим суицидальные наклонности, о формах работы в кризисном консультировании и многом другом!
Следите за новыми публикациями ВЕИП на Яндекс Дзен, а также в наших социальных сетях: https://taplink.cc/eeipru