23 августа 1942 года гитлеровцы впервые предприняли массированную бомбардировку Сталинграда. Налёты вражеской авиации на город осуществлялись волна за волной. Как вспоминал в своих послевоенных мемуарах командир 10-й дивизии внутренних войск НКВД времён Сталинградской битвы полковник А.А. Сараев, «…Лето в Сталинграде стояло сухое и жаркое. Центр города и рабочие поселки имели очень много деревянных зданий. Зажигательные бомбы легко воспламеняли их. Город вспыхнул сразу, и уже в первые часы бомбежки представлял море огня. Горели дома, рушились здания, заваливая улицы. Огромными факелами полыхали нефтехранилища. Нефть горела даже на воде Волги. От перегрева воздуха поднялся сильный ветер. Он перебрасывал огонь с улицы на улицу. Целые кварталы города превращались в руины и пепел. Сотни безвинных людей гибли от бомб и под обломками зданий. Женщины и дети в ужасе метались по улицам, ища друг друга. Резкий, воющий звук падающих бомб, непрерывный грохот разрывов, свист летящих осколков, треск рушащихся зданий, жар огня, – все это представляло кромешный ад. Фашистские изверги авиационным ударом хотели парализовать управление городом, создать в нем панику, подавить волю людей к сопротивлению. Добровольные комсомольские пожарные и санитарные дружины шли на улицы для тушения пожаров. Они же спасали раненых и заживо погребенных в развалинах людей…»
По оценкам историков, в городе, насчитывавшем до войны 400 тыс. жителей, в этот день погибли до 40 тыс. жителей, а ещё 50 тыс. были ранены. Гитлеровская авиация в этот день совершила более 2 тыс. самолётовылетов на бомбометание по Сталинграду, и к исходу 23 августа город был едва ли не стёрт с лица земли.
Помимо уничтожения предприятий и транспортной инфраструктуры, гитлеровское командование, отдавшее приказ на истребление жителей и защитников Сталинграда и самого города с воздуха, рассчитывало подавить у людей и советского командования саму мысль о сопротивлении наступавшим армадам вермахта.
Положение усугублялось стремительным прорывом вражеских танков к Волге возле северной окраины Сталинграда. Советским войскам требовалась перегруппировка, город был охвачен паникой, тысячи людей, спасавшихся от невиданной даже по меркам Великой Отечественной войны бомбардировок, теперь устремились к спасительным переправам через Волгу.
Ещё 10 августа 1942 года командир 10-й дивизии войск НКВД полковник А.А. Сараев был назначен начальником Сталинградского гарнизона. И он - в этом качестве - и вверенные ему войска даже под обвальной бомбёжкой действовали хладнокровно, продолжая поддерживать в городе «революционный порядок»
Исторические документы отмечают, «что бойцы и командиры частей дивизии проявили мужество и героизм, оказывая помощь пострадавшему мирному населению, спасая от пожара и расхищения социалистическое имущество… В сложной обстановке они проявили разумную инициативу, самостоятельно включая под свою охрану склады, магазины, предприятия пищевой и другой промышленности…»
В борьбу с последствиями налётов вступили также военнослужащие хоть и не входившего в состав 10-й дивизии, но действовавшего согласованно с этим соединением 91-го стрелкового полка войск НКВД по охране железных дорог. На своих участках ответственности «подразделения полка приняли активное участие в спасении вооружения, продовольствия, следующего на фронт, подвергшихся сильной бомбёжке на железнодорожных станциях. В результате самоотверженности личного состава полк было спасено под огнём пожаров и разрывами бомб более 87 вагонов с продовольствием на ст. Волжская-Соляная…» В результате были своевременно обеспечены продовольствием более 120 воинских частей из состава фронта.
80 лет назад в осажденном Сталинграде военнослужащие10-й дивизии во время авианалётов спасали людей и тушили склады с продовольствием
24 августа 202224 авг 2022
3 мин