Найти тему

А как же тогда оценить слова Грозного: «У нас не греческая, а Русская вера»?

С. Трошин. Спор о вере Ивана Грозного с Антонио Поссевино.1582 г.
С. Трошин. Спор о вере Ивана Грозного с Антонио Поссевино.1582 г.

А как же тогда оценить слова Грозного: «Мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. «У нас не греческая, а Русская вера»?

Нам задали такой вопрос в одном из комментариев. Встречи Ивана Грозного и папского легата Антонио Поссевино описаны в 10 томе «Памятников дипломатических сношений древней России с державами иностранными». Беседа, на которой обсуждались вопросы веры, состоялась 21 февраля 1582 г. Она прошла в присутствии наиболее приближенных к царю людей: «… в избе Государь оставил у себя бояр и дворян сверстных и служилых князей…, а столников и дворян … выслать велел...».

В «Памятниках…» зафиксированы следующие слова папского посла: «… И Папа Григорей третьейнадесять, сопрестольник Петра и Павла, хочет с тобою В. Г-рем быти в соединенье в вере и в любви, а вера римская с греческою верою одна, и Папа хочет того, чтоб вперед утвердилась одна церковь, одна вера, как Христос Петру верховному Апостолу рек – паси овца моя, и дал Петру ключ царствия; а Папа Григорей, сопрестольник Петров Апостолов, того хочет, чтоб во всем мире в римской вере и в греческой была одна церковь, одна вера; мы ходили в греческую церковь и поновлялись о своих гресех греческом попом, а греческие бы веры словенской язык в наши церкви в римские приходили; а будет греческие книги не сполна в твоем государстве переведены, и у нас прямые греческие книги есть – Ивана Златоустаго рука самого и иных Великих Святителей, и Апостолская учения, и всех святых вселенских седми соборов и последний собор Фларентее [Ферраро-Флорентийский собор], на которой был Царь Иван Мануилович, и Папа Евгений и многие патреархи и философы, и которая и рознь была, и они положили на одно и уложили, что быть вере греческой с римскою одной вере; а коли будет вера одна, и церковь одна греческая с римскою совокуплено будет вместе, а ты В. Г-рь будешь с Папою с Григорьем, и с Цесарем с Руделфом и все государи в любви и в соединенье и ты В. Г-рь не токмо будешь на прародительской вотчине на Киеве, но и во царствующем граде Государем будешь, а Папа и Цесарь и все государи великие о том будут старатца».

М.В. Нестеров Папские послы у Ивана Грозного
М.В. Нестеров Папские послы у Ивана Грозного

На что Иван Грозный среди прочего ответил: «нам с вами не сойдется в вере, наша вера хрестьянская из давних лет была себе, а римская церковь была себе, а мы В. Государь во хрестянской вере родилися и Божиею благодатью дошли есмя совершенного возрасту, пятьдесят лет с летом нам, ино мне неколи уже переменятись и на болшое государство хотети; мы в будущем восприятия малого хотим, а здешнего государства все вселенные не хотим, что будет по греху поползновенно; нам мимо свое веры, истинно хрестьянские, некоторые веры хотети нечего, ни ученья никоторого мимо истинные хрестьянские своее веры не требуем. А говоришь Антоней, что ваша вера римская с греческою одна вера, и мы веру держим истинную хрестьянскую, а не греческую, греческая словет потому, что ещо пророк Давид пророчествовал до Христова Рожества за много лет – от Ефиопия предворит рука ея к Богу – а Ефиопия то место, что Византия, что первое греческое государство в Византии просияло во хрестьянстве, потому и греческая словет вера; а мы веру истинную хрестьянскую веруем и с нашею верою со хрестьянскою римская вера во многом не соидетца, да толко мы о том говорить не хотим для супротивных слов, что вам будут за досаду наши речи, и мы для того и говорити не хотим, чтоб розна меж нас с Папою за то и гневу не было, и любовь бы наша, что почелась меж Папы Григорья с нами, тем не порвалася, и ты Антоней о том престани».

Так что же следует из слов Ивана Грозного о том, что «мы веру держим истинную хрестьянскую, а не греческую»? Как пишет М.А. Дьяконов в работе «Власть московских государей…», после Ферраро-Флорентийский собора «заговорили [на Руси] о русском благочестии в отличие от благочестия греческого. Митрополит Иона так отличил первое из них: «святая великая наша Божия церкви русского благочестия держит святые правила и божественный закон св. апостолов и устав св. отцов… великого православия греческого прежнего богоуставного благочестия». То есть уже в XV веке при прадеде Ивана Грозного Василии II Темном московские иерархи церкви отмежевываются от греческого (византийского) православия в пользу своего, не подвергнувшегося реформированию и соглашательству с католической церковью. Мысль о «неправильном» греческом православии и «правильном» русском звучит и в «Сочинении об обидах церкви» Филофея: «[Христианская церковь] в новый же Рим бежа, еже есть Констянтинь град, но ни тамо покоя обрет съединениа их ради с латынею на осмом соборе, и оттоле костянтипополскаа церькив раздрушися и положися в попрание яко овощное хранилище».

А.С. Усачёв в статье «Третий Рим» или «Третий Киев»?» по сути развивает ту же мысль: «Резкое падение авторитета греческого православия, связанное с заключением Флорентийской унии, актуализировало проблему крещения Русской земли. Как показывают ранние источники, ключевую роль в этом сыграла Византия. Очевидно, что книжник XVI в. не мог принять этот тезис и тем самым связать истоки Русской церкви, оставшейся верной православию, с «порушившимся» греческим православием. Этим в значительной степени определялось стремление русских мыслителей показать независимость русского православия от греческого, обратиться к героям отечественной истории, стоявшим у истоков русского православия.

Данный период отмечен повышением внимания книжников к “своему” апостолу – Андрею, согласно легенде некогда посетившему места, на которых позднее будут основаны Киев и Новгород…».

Сложно представить, что Иван Грозный, будучи человеком весьма образованным, не знал сформулированные тезисы превосходства «веры русской» над «верой греческой». Более того, по всей видимости, царь разделял устоявшееся представление об этом.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.