Найти тему

28 августа в истории музыки

Оглавление

Так вышло, что дата 28 августа тесно связана с хэви-металом и с джазом, а также с музыкой к фильмам и компьютерным играм.

2002 г. в США состоялся релиз чешской компьютерной игры Mafia: The City Of Lost Heaven (слушать музыку из игры)

источник: vk.com
источник: vk.com

Это первая игра из трилогии про итальянскую сицилийскую мафию в вымышленных городах США. В каждой из них дело происходит в разное историческое время. В 2020-м году вышел мощнейший ремэйк этой игры на "реалистичном" движке третьей части, но сейчас разговор будет именно о первом варианте, который стал в 2002 году воистину "бомбой".

Эта игра завоевала полноценный статус "культовой" по простой причине того, что явилась в своё время одной из первых по-настоящему "кинематографичных" игр. На самом деле: трагическая история простого таксиста из вымышленного американского города 30-х годов а-ля Чикаго времён Великой депрессии и "Сухого" закона, вынужденного против своей воли вступить в ряды одной из двух враждующих семей итальянской сицилийской мафии, поднявшегося в ней до больших высот и в один момент потерявшего абсолютно всё, что ему было дорого, могла бы потягаться по драматизму со знаменитыми классическими гангстерскими кинолентами. И, само собой, одну из решающих ролей в поддержании атмосферы и духа показанного в игре времени сыграл великолепный саундтрэк, который можно было бы разделить на две части.

Первая - оригинальная симфоническая музыка - была написана для игры чешским композитором Владимиром Шимунеком (все три игры были созданы чешской компанией) и по мелодиям и композиционно была создана в лучших традициях саундтрэков к американским гангстерским фильмам. Тревожная и пафосная заглавная композиция, звучащая на фоне вступительных титров и "кадров" города "Потерянных небес", задаёт настроение всей игре и в первую очередь создаёт ощущение того, что это не просто игра, а настоящее драматическое кино, которым ты сам будешь управлять.

Вторая часть - это лицензированные ретро-композиции, цель которых - полностью завершить ощущение присутствия в американском городе 30-х годов. Они звучат как по радио в автомобилях (правда, в каждом районе города получается своё радио, и по каждому играет по кругу одна и та же композиция), из радио на улицах, из граммофона сицилийского босса дона Сальери и т.д. Если быть занудой, с исторической точки зрения к чехам можно придраться: основную составляющую ретро-музыки в игре занимает самый знаменитый французский джазмен 30-40-х годов Джанго Рейнхардт - явление исключительно европейское - цыганский гитарист, создавший уникальный стиль "джаз-мануш" на сплаве свинга 30-х, цыганской бельгийской музыки и французского шансона. Конечно, в его нотках есть американский свинг, но американской музыкой того времени это сложно было бы назвать. Конечно, можно было бы пофантазировать: в одной из глав игры на пароходе с вечеринкой для богатой публики играет джаз-ансамбль с певицей, который "озвучивает" одна из песен бэнда Джанго Рейнхардта с женским вокалом по-французски ("Coucou") - предположительно по сюжеты игры это был бы приглашённый из Франции ансамбль)) В любом случае, благодаря именно этой песне одна из самых напряжённых сцен в игре создаёт наибольший эффект присутствия в том времени.

К сожалению, в 2019 году посредники, не спрашивая самого почившего в начале 50-х годов Джанго Рейнхардта, решили наказать старую версию игры "Мафия" за использование его музыки и на основании авторских прав изъяли из игры все его песни. Случилось это как раз во время выхода ремэйка игры, где саундтрэк уже составляли песни своего времени: сугубо американский свинг 30-х годов. Так что если кто сейчас хочет поностальгировать и поиграть в старую версию игры, придётся исхитриться и пиратским способом качать песни и вставлять их в игру, дабы вспомнить эту чарующую, хоть и "неправильную" атмосферу чешской игры про Америку с музыкой бельгийско-французского цыгана.

Но если уж так не придираться, именно "участие" музыки Джанго в игре дало ей определённый шарм, а творчество знаменитого гитариста пережило новую волну популярности после выхода игры. Есть среди этой "французщины" в игре и одна тема уже нашего времени от группы
Latcho Drom, играющей стилизации под того же Рейнхардта. Все остальные композиции не вызывают никаких сомнений в своей причастности - истинная классика американского классического джаза и свинга 30-х: золотые стандарты Дюка Эллингтона в исполнении разных ансамблей, полувокальная группа The Mills Brothers, Бенни Гудман, Луи Прима, Лонни Джонсон, Луи Джордан и т.д.. И отдельно хочется отметить современную американскую хип-хоп-группу Lordz Of Brooklyn с "ганста-нигга"-темой на финальных титрах (в которой можно заметить проигрыш из музыки к фильму "Крёстный отец") - как некий "мост" от гангстерской тематики того времени к нашему.

2001 г. Вышел второй официальный альбом Slipknot "Iowa"

Источник: vk.com
Источник: vk.com

Slipknot - одно из главных имён времён расцвета ню-метал-сцены рубежа 90-2000-х годов, и самый тяжёлый и жёсткий альбом в их творчестве.

Один из самых значимых для меня альбомов в жизни, такая сумасшедшая романтика времён старшей школы (2001-2003 года). До него я и подумать не мог, что полюблю такую безумную музыку, хотя по факту оказалось, что Slipknot - группа интересная во всех смыслах, впоследствии она стала одной из моих любимейших. Когда лучший друг подарил мне этот альбом на День рождения в школе в 2002-м году, он думал, что я сошёл с ума, потому что мы оба слушали более классический старый рок и более попсовый рок того времени. В результате альбом Iowa оказал на нас такое сильное влияние, что в нашей первой школьной группе мы стали много подражать Slipknot, перемежая подобные ню-метал-мотивы и рёвы со сладкими поп-рок-балладами про несчастную любовь (подробности можно почитать в моей онлайн-исповеди-творческой автобиографии).

Если первый, предыдущий, альбом явился одним из движущих факторов выхода ню-метала на первое место среди коммерчески популярных рок-стилей, то второй создавался уже во время его господства. Под руководством всё того же Росса Робинсона команда ужесточила свой саунд до предела, не погнушавшись добавить в звучание альбома дэс-метала, Вокалист Кори Тейлор уменьшил в песнях речетатив и добавил больше душераздирающих воплей и гроулингов. По его словам, во время записи вокала для финального трека "Iowa" его рвало и он, совершенно голый, резал себя битым стеклом, так объясняя происходившее: "Вот где хорошие вещи. Ты должен ломать себя для того, чтобы вы смогли построить что-то великое".

На самом деле в общем работа над альбомом происходила в очень тяжёлых условиях для музыкантов. Львиную долю музыки для альбома написали ныне почившие бас-гитарист Пол Грей и барабанщик Джои Джордисон, пока остальные участники отдыхали от большой работы в турне по прославившему их первому альбому. А когда все вернулись в студию для записи, то она началась параллельно с решением множества проблем: лечением Кори Тейлора от алкоголизма, остальных участников от наркозависимости, постоянного давления гитариста Мика Томсона на всего за пару лет до этого пришедшего в коллектив другого гитариста Джеймса Рута, госпитализацией Росса Робинсона, попавшего в аварию на мотоцикле и повредившего себе спину.

Так или иначе, но альбом вышел, соответствуя всем заявленным критериям музыкантов, объявивших свою новую работу более тяжёлой, нежели предшественник, и очень мрачную по звучанию вследствие тяжёлых физических и психологических условий записи. Несмотря на то, что в ней были пара достаточно мелодичных для стилистики команды песен. В частности самые успешные композиции группы с альбома
Left Behind и My Plague, которые были номинированы на премию Грэмми соответственно в 2002-м и 2003-м годах.

Песня My Plague вошла в саундтрэк к фильму "Обитель зла".

Если брать общую концепцию альбома, стоит отметить, что он назван в честь родного штата музыкантов, который являлся главным источником их вдохновения. В частности открывающая композиция 515 отсылает к региональному телефонному коду центральной Айовы.

2001 г. вышел альбом-саундтрэк к музыкальному фильму "Рок-звезда" ("Rock Star")

источник: vk.com
источник: vk.com

Режиссёр фильма Стивена Херек. Снят по мотивам истории участия вокалиста "Риппера" Оуэнса в группе Judas Priest, перенесённой в 80-е годы и время господства глэм-метала.

В фильме рассказывается эпизод из творческой жизни вымышленной глэм-метал-группы середины 80-х годов
Steel Dragon, в которую пришёл новый молодой вокалист. Соответственно музыку для этой группы необходимо было также записывать так, чтобы она звучала в единой стилистике. Чем и занимались до съёмок кино три приглашённых для этого знаменитых музыканта из мира тяжёлого рока: гитарист Оззи Осборна и собственного проекта Black Label Society Закк Уайлд, бас-гитарист-мультиинструменталист Джефф Пилсон, известный своим участием в коллективах Dokken, Dio, Foreigner, а также барабанщик Джейсон Бонэм, сын великого "Бонзо" из Led Zeppelin.

Втроём они записали несколько песен разных авторов, составивших репертуар группы Steel Dragon. Они же и сыграли музыкантов этой группы. Ключевых персонажей команды исполняли именитые актёры: ритм-гитариста Кирка Кадди - Доминик Уэст, а нового вокалиста и главного героя Криса "Иззи" Коула - Марк Уолберг. Последний когда-то сам был вокалистом своей группы, но его голос не подошёл под хэви-метал 80-х, и его партии записали Майк Матевич из Steelheart и бывший вокалист Ингви Мальмстина и Journey Джефф Скотт Сото.

Уайлду, Пилсону и Бонэму поначалу было сложно записывать саундтрэк, поскольку работа в кино оказалась более дисциплинированной, чем привычный неорганизованный уклад жизни рок-музыканта. Но когда музыкантом пришлось привыкнуть и приходить к полшестому утра записываться, а не ложиться в это время спать, все неожиданно согласились, что работа оказалась очень продуктивной и родили на свет шесть отличных и разноплановых песен группы Steel Dragon, отлично вписавшихся в фильм и попавших в единую "струю" среди использованной в кино прочей классики мирового хэви-метала 80-х.

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.