Найти тему
Юрий Салатов

Образы Тамары у Лермонтова и Маяковского. Тамара из одноименного стихотворения Лермонтова. Часть 1

Михаил Лермонтов. Изображение Дарьяльского ущелья с замком царицы Тамары. Источник: www.liveinternet.ru
Михаил Лермонтов. Изображение Дарьяльского ущелья с замком царицы Тамары. Источник: www.liveinternet.ru

В двух статьях «Образы Тамары у Лермонтова и Маяковского. Тамара в поэме Лермонтова «Демон». Часть 1» и «Образы Тамары у Лермонтова и Маяковского. Тамара в поэме Лермонтова «Демон». Часть 2» мы рассмотрели образ Тамары в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон».

Но в 1841 году (это год его смерти!) Лермонтов написал стихотворение «Тамара». Сюжет его построен на легенде, что якобы грузинская царица Тамара, обитавшая в своем замке в Дарьяльском ущелье заманивала на ночь путников, а затем приказывала убивать их и выбрасывать тела в Терек.

Была версия этой легенды, где на месте Тамары была другая повелительница, царица Картли-Кахети Дареджан Дадиани, которая после присоединения её царства к России была перевезена в Санкт-Петербург, где жила под именем царицы Дарьи Георгиевны (имя «Дарья» созвучно названию ущелья «Дарьял») и была похоронена в Александро-Невской Лавре.

Впрочем, этот сюжет о злой и сладострастной правительнице довольно популярен у многих народов. И египетской царице Клеопатре приписывали нечто подобное. Порой легенда основывается на историческом факте, а порой она становится интересней для потомков, чем реальная история.

И эта сторожевая башня, которая издавна, задолго до царицы Тамары, стояла здесь, чтобы контролировать движение по Дарьяльскому ущелью, стала так называемым замком царицы Тамары.

Но обратимся к гениальному стихотворению Лермонтова. Начинается оно с четверостишия:

«В глубокой теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.»

Поэт выбирает слово «теснина», а не, скажем, «ущелье». В звучании этого слова есть что-то сдавливающее, давящее. Можно вспомнить у Лермонтова в его стихотворении «Молитва»: «В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть».

А выражение «глубокая теснина» у человека, страдающего клаустрофобией и обладающего воображением, может, наверное, вызвать приступ. Идет нагнетание мрачной атмосферы. Мне сейчас пришло в голову, что это стихотворение можно назвать произведением в жанре «нуар».

Река Терек в Дарьяльском ущелье. Источник: www.pastvu.com
Река Терек в Дарьяльском ущелье. Источник: www.pastvu.com

Дальше выбран замечательный глагол «рыться». С одной стороны, горная река постоянно роет дно, вымывая камни и землю. С другой стороны, глагол «рыться» может использоваться для обозначения не совсем благовидных дел, например, «рыться в карманах». Тем более во мгле, т.е. под покровом темноты или при плохой видимости.

Кажется, Ираклий Андронников отдавал должное смелости поэта, который использовал тавтологию «чернея на черной скале», поскольку подчеркивается мрачный вид этой башни, раз она выделяется даже на фоне черной скалы.

«В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.»

Мало поэту «глубокой теснины», он снова использует слово «тесная», «тесная башня». Кроме того, получается, что эта Тамара как бы воплощает в себе черты Тамары из поэмы «Демон» и самого Демона.

«И там сквозь туман полуночи

Блистал огонек золотой,

Кидался он путнику в очи,

Манил он на отдых ночной.»

Продолжается жанр «нуар», мало того, что ночь, плохо видно, да еще туман. И огонек в тумане видится расплывчато, как видение, заманивающее путника.

«И слышался голос Тамары:

Он весь был желанье и страсть,

В нем были всесильные чары,

Была непонятная власть.»

И мы, конечно, вспоминаем речи Демона из поэмы Лермонтова, как он заворожил ими Тамару. Т.е. Тамара в этом стихотворении выступает скорее в роли Демона, а её случайная жертва в роли соблазненной Тамары, дочери Гудала.

«На голос невидимой пери

Шел воин, купец и пастух;

Пред ним отворялися двери,

Встречал его мрачный евнух.»

Опять отмечаем точность Лермонтова. Ведь кто мог в те годы пускаться в путешествие по опасным горным перевалам и ущельям, когда на тебя может обрушиться снежная лавина или напасть разбойник. Только тот, кого жизнь или обстоятельства вынуждали. Это мог быть воин, идущий на завоевание новых земель, купец, везущий свой товар, а чаще купец вместе с воином, т.е. с вооруженной охраной, как тогда это называли, с оказией. Ну, и наконец, пастух, который пас стада в этих горах.

Сначала меня смущало слово «евнух», но потом до меня дошло, что у Тамары и есть гарем, только он не собран в одном месте, а посещает её по одному человеку.

С одной стороны, евнух – мужчина, следовательно, его кастрируют, чтобы он не мог покуситься на Тамару и её служанок. Хотя ни о каких служанках в стихотворении не упоминается. Только о Тамаре и евнухе. Правда, в конце стихотворения говорится, что «с плачем безгласное тело спешили они унести». Значит, несколько человек (это могут быть и служанки) уносят тело, а в это время из окна выглядывает Тамара и прощается с погибшим.

С другой стороны, если допустить версию, что Тамара – это Демон в женском обличье (демон может принять любое обличие), то его жертвы – многочисленные версии Тамары из поэмы, но уже в мужском обличии. Полы как бы меняются местами (здесь какой-нибудь читатель может сказать: «Ну, всё, приехал автор. Договорился чёрт (или Демон) его знает до чего! Попал под влияние башни, чернеющей на черной скале»). Кто (может, Демон?) знает, может, он и прав. Надо передохнуть, а затем вернуться к анализу стихотворения, в статье «Образы Тамары у Лермонтова и Маяковского. Тамара из одноименного стихотворения Лермонтова. Часть 2».

Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.

Лайки и комментарии способствуют развитию канала.

#михаиллермонтов #демон #тамара #владимирмаяковский #тамараидемон