Всем здравствуйте. Говорим просто о сложном, разбираемся с симптомами и определяем диагноз. Речь пойдет о ЗПР ( задержка психического развития) и его отличии от умственной отсталости у детей.
Пункт 1. Наверняка, когда вы читали о ЗПР, то находили два сложных термина "парциональность" и "мозаичность". Это вообще, что такое? Как раз оба этих термина важны для диагностики зпр у ребенка и исключения диагноза умственная отсталость. Они означают, что у ребенка с ЗПР наблюдаются отдельно взятые нарушения. Например, ребенок может хорошо читать и писать, но внимание и память страдают. Или ребенок обладает прекрасной памятью, а логика и мышление хромают. У детей с УО страдает весь спектр психических функций, не выборочно, а именно все в комплексе.
Пункт 2. Возраст проявления симптоматики. Умственная отсталость диагностируется у детей еще в раннем возрасте ввиду серьезных поражений головного мозга и нарушений в работе нервной системы. Также она может быть приобретенной, в случае, если родители не предприняли мер по профилактике и коррекции имеющегося диагноза ЗПР. Задержка психического развития, как правило, диагностируется ближе к старшему дошкольному возрасту, когда ребенок развивался как нормотипичный ребенок, но затем ввиду биологических или социальных причин его интеллект затормозился и такие функции, как память, логика, мышление, внимание стали работать хуже.
Пункт 3. Коррекция и прогнозы.
Вот здесь один из главных моментов, умственная отсталость, к сожалению, не поддается корректировке, все остается на том же уровне, как бы не старались исправить ситуацию. ЗПР же поддается корректировке и ребенок, при грамотном лечении, оперативно догоняет сверстников и способен учиться на 4 и 5 в обычной школе.
Пункт 4. Речевые навыки. У детей с умственной отсталостью речь останавливается на этапе произношения звуков и отдельных слогов, минимальных слов. В логопедии это ОНР 1 ( невнятная речь, отсутствие речи, как таковой или одни звуки) или ОНР 2 ( наличие звуков, подражаний, слогов, нескольких простейших слов).
Пункт 5. Способность мыслить шире.
Дети с умственной отсталостью не могут найти взаимосвязь и выполнить задание по образцу, повторить что-то на показанном примере. Дети с ЗПР способны действовать по образцу, достаточно показать как надо сделать, и они тут же подхватывают эту информацию и успешно применяют на практике при решении синонимичных заданий. Есть прогресс в занятиях, виден рост и постепенное развитие ребенка.
Пункт 6. Развитие мелкой моторики. Безусловно, у детей с УО выявляются трудности при выполнении простейших инструкций. Они не в силах запомнить последовательность действий, отмечается неуклюжесть, неумение взаимодействовать с предметом ( игра сильно упрощена). Дети с ЗПР прилагают усилия, и все же могут справиться с заданиями по возрасту.
Благодарю за ваше внимание. Следите за новостями, обсуждаем много важных тем.