Найти в Дзене

"Он воспитал Табакова, Гафта, Ефремова и Дурова". История великого, но забытого актера Василия Топоркова

Оглавление

Вам что-нибудь говорит имя Василий Осипович Топорков? Если вы не заядлый театрал, скорее всего, нет… А между тем – это знаковая театральная фигура ХХ века. Искусствовед, написавший две великолепных книги о системе Станиславского. Педагог, воспитавший целую плеяду советских звезд: Табакова, Ефремова, Гафта, Дурова, Урбанского. Народный артист РСФСР и СССР. И главное – актер такого масштаба, которых, быть может, уже и не бывает в наше время…

Даровитый самородок

Как получилось, что сын сторожа петербургского Казанского собора, росший в благочестивой мещанской среде конца XIX -начала XX века, вдруг стал лицедеем? Тайна. Но в 17 лет юноша бросает придворные классы певческой капеллы и поступает на драматические курсы. Становится актером Суворинского театра.

Первую мировую практически целиком проводит в плену, куда попадает через пару месяцев после ее начала. Вернувшись в уже Советскую Россию, начинает работать в Москве в театре Корша. Там он комедийная звезда. По природе дара Топорков – актер характерный.

Кульбит судьбы

Переход Топоркова во МХАТ некоторые биографы связывают с репрессивным закрытием театра Корша. Это неправда. К тому времени Топорков уже лет пять играет во МХАТе, очарованный системой Станиславского. Один из его учеников вспоминает:

Великий Станиславский перевернул жизнь Василия Осиповича, но даже не это было главным в отношении Топоркова к его системе. Система стала для него знаменем, верой, идеей. Понятием, вобравшим в себя творческую методологию, этические и эстетические принципы, критерии, вкусы

Полностью осознав и виртуозно отшлифовав актерскую профессию через систему, Топорков становится актером универсальным, неповторимым, способным создать любой образ: от уморительно смешного, до трагического:

Несовершенных работ у него просто не было! Очень, очень жаль, что они не остались запечатлены на пленке.

Магический актер

Не будучи писаным красавцем – непропорционально большая голова, губа-сарделька – Топорков либо блистательно обыгрывал свою фактуру, либо заставлял полностью о ней забыть. Олег Табаков, любимый ученик мастера вспоминает, как однажды сидел на спектакле рядом с молодой певицей. А Топорков изображал страстного героя-любовника в спектакле «Лиса и виноград» по Эзопу, притом было ему в то время глубоко за 70:

Я наблюдал у нее буквально физиологические реакции женщины в присутствии притягательного мужчины! Так он и действовал на зрителей – напрямую на каждого. Он был чародеем.

При этом проникновение в образ чаще было глубже, чем это вообще кажется возможным. Булгаков, увидев Топоркова в роли Мышлаевского в «Днях Турбиных», писал:

Первоклассная игра! И, главное, мне кажется, что он моего Мышлаевского понял лучше, чем я сам…
-2

«Переводчик» системы Станиславского

Топорков написал две прекрасных книги о системе Станиславского. Читал лекции и проводил занятия с актерами по всему миру. Его ученик рассказывал об одной лекции Топоркова в США. Тот очень хорошо читал монолог из «Мертвых душ» - зрители были в восторге. А потом говорил, что с этим монологом он в свое время пришел к Станиславскому:

И начинал с беспощадностью к себе рассказывать, как Константин Сергеевич громил монолог, оставляя от него «рожки да ножки». А потом показывал, как под воздействием его рекомендаций монолог изменялся. И в конце концов читал то, что получилось в итоге. Это уже было подлинное чудо! Ничего убедительнее, доходчивее, нагляднее не было и быть не могло

Любимый учитель

Так же Топорков взаимодействовал со своими учениками. Он больше не объяснял, а показывал. Табаков вспоминает:

Приходя в отчаяние от нашей юношеской бездарности, он вдруг начинал делать что-то сам. Однажды начал декламировать Гоголя, и у меня случилась натуральная галлюцинация: горы арбузов поплыли у меня перед глазами, осязаемые, пахнущие по-настоящему…

Несмотря на разницу в возрасте и статусе, он никогда не проявлял снобизма по отношению к ученикам. Учил их профессии и одновременно воспитывал, направлял, как отец. Водил в гости к интересным людям, приглашал к себе в дом. На свои средства устроил курсу выпускной банкет. Снова Олег Табаков:

-3
Я это знаю совершенно точно, потому что лично ходил с Василием Осиповичем в сберкассу, где он снял и отдал нам деньги. Студенческий банкет - тогда это было фантастикой! Когда меня теперь спрашивают, правда ли я помогаю своим студентам, у меня это вызывает недоумение. А как иначе? Для моего учителя это было естественным, почему для меня должно быть по-другому?

Увы, сейчас нам доступно очень мало работ Топоркова. В основном, аудиозаписи. Но ведь великий актер не исчез бесследно, правда? Продолжает жить в своих учениках и учениках своих учеников. Пока жив театр.

P.S УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ДЗЕН ОТКЛЮЧИЛ МОНЕТИЗАЦИЮ. БУДУ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ ВЫ ПОСТАВИТЕ ЛАЙК И НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ) СПАСИБО, ЧТО ЧИТАЕТЕ МОЙ КАНАЛ)