1. Частота и скорость передачи информации в логике учебного процесса и структуре процесса усвоения.
В предыдущей статье «Реальных проблем в системе образования I» мы останавливались подробно на роли восприятия в логике учебного процесса.
Но на восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние и другие факторы, в частности частота передачи информации и скорость (темп).
Последние 15 лет среди педагогов бытует мнение, что на объяснение материала нужно тратить на уроке, как можно меньше времени, а оставшееся время использовать на практическую работу. В соответствии с этим частота передачи информации, т.е. повторение ключевых понятий, минимальна, а скорость передачи информации очень высокая.
Все хорошо, если бы высокий темп речи не вступал в противоречие с возможностью усвоить услышанное. Таким образом, высокий темп речи способствует тому, что информация становится бессмысленной.
Частота передачи информации на уроке так же играет важную роль. Сколько раз необходимо повторить то или иное понятие, что бы ребенок его запомнил? Считается, что в течение 1 часа необходимо повторить каждое ключевое понятие не менее 4 раз, причем в начале и в конце урока.
И это, давно уже используется в рекламе. Например: хэбит – это информационный портал, хэбит – это полезные статьи от разных авторов, хэбит – это ваши статьи, хэбит – это ваша возможность быть услышанным. И так повторить еще пару раз и слово хэбит вы точно запомните, причем не напрягаясь.
Следовательно, уменьшение времени на объяснение нового материала стратегически не оправдывает себя и приводит к не усвоению теоретических понятий, которые и закладывают основы практики. Таким образом, выполнение практических заданий сводится к работе по шаблонам, а теоретический материал, с точки зрения учителя, должен заучиваться дома.
2. Система образования изнутри (процесс понимания в структуре процесса усвоения)
Итак, выполнение практических заданий в процессе обучения сводится к работе по шаблонам, а теоретический материал, с точки зрения учителя, должен заучиваться дома.
Очень хорошо, если ученик заучит материал (с точки зрения учителя), но большинство из них не делают или не могут этого сделать. И заучить – это не значит сохранить материал.
Все мы помним подготовку к экзаменам, изучаем предмет в последнюю ночь. Доносим «тяжелую» голову до экзаменатора, а после экзамена все вытряхиваем из головы.
И вообще, заучивание – это не значит понимание.
Процесс понимания носит другой характер: 1. поиск общей мысли высказывания; 2. перемещение на лексико-фонематический уровень (так обучают профессиональных переводчиков.)
Основным в процессе понимания является поиск смысла, который приводит к выбору возникающих альтернатив. Понимание отдельных слов - это вспомогательная операция. Таким образом, процесс понимания понятия всегда направлен на смысл.
Большинство из нас, изучая какой-либо предмет, осуществляют процесс понимания следующим образом: ведут борьбу за каждое слово, упуская смысл в целом (т.е. заучивают). Так воспринимают родную речь больные шизофренией. А ведь большинство людей обучают такому способу "понимания" в школе. Практика показывает, что для понимания необходимо знать основной набор понятий и регулярно в этом упражняться. Это значит, что материал не должен заучиваться, а должен быть понятен в первую очередь и систематически повторятся из урока в урок на первой, второй неделе изучения материала. А затем повторяться периодически в течении полугода. И контролировать процесс повторения должен, конечно, учитель. Только при этих условиях информация будет заложена в долговременную память. Если понятно учителю, не значит понятно ребенку, следовательно, нужно менять подход к объяснению материала. Это вы объясняете неверно, а не ребенок делает не правильно.