Найти в Дзене

Немного литературного творчества о контрабасе.

Уважаемые коллеги, формат нашего канала позволяет сделать здесь площадку для обмена мнениями, нашими достижениями, нашим творчеством: рассказами, стихами, песнями, авторским нотным материалом. Сегодня, с разрешения автора, мы публикуем фантастический рассказ одним из важных героев которого, является наш общий друг - контрабас. Мы ждем ваших комментариев и конечно писем с вашими историями, вопросами, фото и видео на электронный адрес канала: kontrabasisty@yandex.ru Присылайте, а мы будет рассказывать о вас и публиковать на нашем канале! Итак, теперь рассказ о контрабасе. "Сказка о потерянных и найденных ключах." Наша жизнь, наверное, не так часто, как бы хотелось, но преподносит нам доказательства того, что в нашем мире есть место для настоящего волшебства. А может быть мир волшебства находится рядом с нами, и мы можем оказаться в нем, когда наши привычные чувства находятся в измененном состоянии. Однажды, в дошкольном детстве мне удалось попасть в волшебный мир Радиков, маленьких во

Уважаемые коллеги, формат нашего канала позволяет сделать здесь площадку для обмена мнениями, нашими достижениями, нашим творчеством: рассказами, стихами, песнями, авторским нотным материалом.

Сегодня, с разрешения автора, мы публикуем фантастический рассказ одним из важных героев которого, является наш общий друг - контрабас.

Мы ждем ваших комментариев и конечно писем с вашими историями, вопросами, фото и видео на электронный адрес канала: kontrabasisty@yandex.ru

Присылайте, а мы будет рассказывать о вас и публиковать на нашем канале!

Итак, теперь рассказ о контрабасе.

"Сказка о потерянных и найденных ключах."

Наша жизнь, наверное, не так часто, как бы хотелось, но преподносит нам доказательства того, что в нашем мире есть место для настоящего волшебства. А может быть мир волшебства находится рядом с нами, и мы можем оказаться в нем, когда наши привычные чувства находятся в измененном состоянии.

Однажды, в дошкольном детстве мне удалось попасть в волшебный мир Радиков, маленьких волшебных человечков, живущих в радиоле. И возможно, именно это путешествие открыло для меня мир музыки и искусства, которые и ведут меня по жизни (об этом можно прочитать, нажав на ссылку).

Надо сказать, что Радики очень музыкальны и артистичны, ведь живут они в радио не случайно, именно им приходится говорить голосами артистов и дикторов, играть за оркестры и музыкальные ансамбли, петь песни и оперы. Поэтому все Радики жуткие кривляки и передразнивальщики.

Как – то раз, в первом классе, перед началом уроков, у школьной доски возникла дама с необычным предметом в руках. Оказалось, это была учительница, но не из нашей, а из музыкальной школы. Она что – то говорила, что я уже не помню, но потом она открыла футляр и достала скрипку, точно такую же, как я видел у Радиков.

Скрипка
Скрипка

А потом она заиграла…Звук и мелодия были такими, что я как будто бы оказался опять у Радиков, на волшебной поляне. Но чудо длилось не долго, музыка закончилась и дама, сложив скрипку, удалилась из класса. Но на прощанье она сказала, что научится играть на скрипке, или другом музыкальном инструменте можно в музыкальной школе. И что школа эта находится недалеко, всего в двух остановках автобуса от нас.

Так я оказался в музыкальной школе, и поступил учится игре на скрипке. Мой учитель Евгений Леопольдович, напоминал мне одновременно и пухлого Радика, и кота Леопольда из мультфильма, с одной стороны он был маленький и толстенький, а с другой стороны ходил по школе с «бабочкой» на шее и в подтяжках, как герой мультика.

Представление об учителе в памяти автора
Представление об учителе в памяти автора

Вообще, учился в музыкальной школе я плохо, скрипка у меня не пела, а скрипела. И в целом издавала звуки, которые никак нельзя было назвать музыкой. И Радики мне в обучении не помогали. Они совсем меня покинули, на длительный срок, на 2 или 3 года, но однажды…

Среда была для меня самым тяжелым днем каждой недели. Я вообще считал, что как только среда прошла, считай, уже неделя закончилась и начались выходные. А было это потому, что в среду у меня были самые нелюбимые предметы в музыкальной школе: сольфеджио, скрипка и общее фортепиано. Каждый этот музыкальный предмет по отдельности был мною переносим с трудом, но их концентрация в один день была полной катастрофой.

По расписанию среды, первым был урок скрипки. В тот день никакие мои уговоры и объяснения не помогли избежать необходимости играть этюды Шрадика, после гаммы Ре минор. Игра на инструменте и то, как эта музыка звучала у меня в голове, разительно отличалось. Зудящее и фальшивое скрипение струн никак не походило на музыку, которую я слышал из радио и на концертах в филармонии, смычек раз за разом цеплялся то за гриф, то за подставку, и раз за разом преподаватель спрашивал у меня, какой знак стоит у КЛЮЧА или у ноты? А я путался, говорил, то «диез», то «бемоль», то «бекар».

Это было фиаско, которое закончилось оценкой «2» в дневнике.

На сольфеджио нам опять рассказывали о КЛЮЧАХ: скрипичном и басовом. А потом предложили спеть в них. И опять, в этот день меня ждала неудача, я не мог понять зачем менять КЛЮЧИ. Разве одного недостаточно? Поэтому мое исполнение номера голосом, также было оценено на два балла.

С плохими предчувствиями я пришел на фортепиано, а там учительница поставила на пульт ноты и опять заговорила о КЛЮЧАХ. «Смотри, правая рука играет в скрипичном ключе, а левая в басовом, понятно?» - объясняла она. Но мне это было также не понятно, как и объяснения на сольфеджио. От неминуемой двойки по фортепиано спасла наша дежурная, она позвала пианистку к телефону, а через пять минут прозвенел звонок. И я с чистой совестью и двумя двойками в дневнике, взяв футляр со скрипкой побежал домой.

У двери нашей квартиры уже стоял Димка, мой лучший друг-сосед.

«Ну что, напиликался на своей скрипке, пойдешь гулять?» - спросил он. И я, несмотря на то, что не сделал уроки, и на то что ключ от квартиры был только у меня, и то что в дневнике из музыкалки было две «пары» - согласился.

Про ключ от нашей двери нужно сказать особо. Замок в двери был накладной, с защелкой, но он был какой-то не «фабричный», как будто самодельный. Поэтому сделать копии ключа на заказ в мастерской не удавалось, у мастеров не было подходящих заготовок. И мы, всей семьей (три человека) жили с одним ключом.

Вот такой фантастический ключ открывал дверь нашей квартиры.
Вот такой фантастический ключ открывал дверь нашей квартиры.

А так как родители приходили с работы после 19.00, дома я должен был быть, «как штык» в 18.50., без опозданий и обсуждений.

Зайдя домой я бросил футляр со скрипкой, переоделся и выбежал на улицу. Для того, чтобы не потерять, ключ я повесил себе на шею, на веревочку, в мое детство это была обычная практика. Многие дети ходили с ключами на резинках, шнурках или веревках.

Сентябрьское солнце, после обеда ласково пригревало землю, зелено-желтые листочки тополей шуршали под легким ветерком. До семи вечера оставалось почти четыре часа, которые мы могли провести в разных играх. Можно было сыграть, в прятки, или в «выжигало», в мяч. Время не думать о двойках из музыкальной школы у меня было.

Димка уже стоял около железной горки и ругался с «Чернышем», так мы назвали Лешку Чернышева. Леха был толстым пареньком с нашего этажа и очень задиристым, несмотря на то, что был младше на год. Он постоянно выдумывал какие-то гадкие забавы, то кошке банку за хвост привяжет, то на стенах в подъезде мелом всякую ерунду напишет.

В этот раз он поймал шмеля и привязал его заднюю часть ниткой. Леха отпускал насекомое в небо, а потом подтягивал за нитку, потом опять отпускал и снова подтягивал. Шмель уже почти совсем выбился из сил и не мог тянуть нитку.

Димка кричал Лешке: «Отпусти шмеля, он же живой, а ты его заморишь».

А Леха отвечал: «Мой шмель, что хочу то и делаю, поймай своего и делай с ним, что хочешь, понял?».

Это Шмель
Это Шмель

Спорить с «Чернышом» была пустая трата времени, он всегда стоял на своем, но шмеля нужно было выручать. Леха, увлеченный спором, не видел меня, и я, подойдя к нему со спины резко оторвал нитку, держащую насекомое. Натяжение нити ослабло, и освобожденный шмель натужно гудя устремился в небо.

Леха увидел, что его пленник освобожден и улетает. Он развернулся и с криком «Убью» кинулся на меня. Я не стал убегать и приготовился к драке. Но Леха вместо того, чтобы кинутся на меня, ловким финтом сдернул с моей шеи веревку с ключом и раскрутив над головой закинул его в хоккейную коробку.

Если бы это было зимой, его бросок был бы бесполезен. Я бы просто зашел в коробку и взял ключ на льду. Но в сентябре коробка была покрыта высокой травой. Полынь, «куриная слепота», лопухи сплошным ковром покрывали площадку. Найти ключ было проблематично. Игры на сегодня отменялись, начались поиски. Сначала стоя, потом на коленях мы искали ключ, но он не находился.

Внезапно солнце за моей спиной потемнело, Димка крикнул «берегись» и в тот же момент я провалился в темноту. Но почти тут же вернулся на площадку и тут с небес на меня спикировал огромный шмель, размером с корову.

И это тоже Шмель.
И это тоже Шмель.

С его тела свисала толстая веревка, которой он примотал меня к своей спине и гудя прозрачными крыльями начал подъем над землей. Мы пролетали над нашим домом, над дорогой, по которой бежали машины, над трамвайными путями и гаражами. Через какое-то время мы пересекли нашу реку и устремились в лесные дали. Над лесом мы летели не долго, и уже скоро увидели поляну Радиков.

Мы попали на концерт симфонического оркестра, Радики играли пьесу «В пещере горного короля» из сюиты Грига «Пер Гюнт». Слушая эту музыку, я видел, как в горные пещеры идут маленькие, трудолюбивые гномы. Идут сначала не спеша, а потом все ускоряясь и торопясь, как будто их кто-то звал к себе в глубину гор. Оркестр Радиков состоял из множества инструментов: труб, барабанов, скрипок разных размеров и все они играли по «указке» моего друга Веселика, который стоял в центре и пританцовывая показывал этой «указкой», то на одного Радика, то на другого. И как только Веселик направлял «указку» на Радика, тот начинал играть мелодию на своем инструменте.

И вот музыка закончилась, один из Радиков отложил флейту и голосом диктора начал рассказывать для слушателей историю создания этой пьесы, а другие Радики потихоньку, стараясь не шуметь, разошлись по своим делам.

Веселик увидел меня и радостно пошел на встречу.

«Привет, Добрик! Давно тебя не видели у нас в гостях, почему не приходил?» - спросил Веселик.

«Привет, Веселик, рад тебя видеть! Да я, это…не успеваю как-то, простите…» - тихо пробубнил я.

«Ладно не волнуйся, все нормально» - сказал Веселик.

«Как тебе понравилась музыка, которую мы играли?» - спросил мой друг.

«Здорово, особенно когда вот эти большие скрипки, так «бум-бум-бум», не смычком, а щипают за струны» - ответил я.

«А знаешь, эти инструменты называются не скрипками, а контрабасами, и играют они по нотам написанным в басовом КЛЮЧЕ» - рассказал Веселик.

Контрабас.
Контрабас.

«Ну вот опять про эти КЛЮЧИ рассказывают, теперь и здесь у Радиков» - что же это такое, подумал я.

«А хочешь, я тебе со всеми ключами помогу» - спросил Веселик.

«Ну давай» - устало ответил я.

И Веселик начал рассказывать – «Первое: когда вернешься в хоккейную коробку поищи ключ от дома у забора, но не внутри, а снаружи площадки. Ты же слышал, как он тихонько «дзинькнул», когда Леха его кинул в траву.

Второе: музыкальные КЛЮЧИ бывают нескольких видов. И называются они по названию нот от которых они пишутся – КЛЮЧ «СОЛЬ» или скрипичный, КЛЮЧ «ФА» или басовый и КЛЮЧ «ДО», он бывает альтовый, теноровый, и даже сопрановый, но про него мы не будем сегодня говорить. Если говорить совсем просто, то в скрипичном КЛЮЧЕ записываются ноты для высоких инструментов и голосов: скрипок, флейт, труб, женских голосов, а в басовом КЛЮЧЕ записывают ноты для инструментов и голосов, издающих низкие звуки: виолончели и контрабасы, фаготы и тубы, а также низкие мужские голоса – баритоны и басы. Видишь ничего сложного».

Веселик взял скрипку и подал ее мне, - «Сыграй эту мелодию». Я начал играть, но звуки, даже здесь у Радиков были какими-то некрасивыми. Я отложил скрипку.

«Понимаешь Веселик, как-то не получается у меня со скрипкой, совсем…» - уныло пожаловался я другу.

Веселик улыбнулся и зычно крикнул, музыканту с большой "скрипкой" – «Бадик, подойди к нам, пожалуйста, и «скрипку» свою захвати».

Бадик, высокий и тощий, легко поднял со сцены свой инструмент и подошел с ним ко мне и Веселику. Его инструмент был похож на скрипку, только больше ее раз в десять. Радик взял в руки смычек и заиграл.

«Бу-бу-бу» - заурчал, большим добрым зверем контрабас в руках Бадика…

Бадик играет на контрабасе.
Бадик играет на контрабасе.

Но вдруг налетел сильный ветер. Он дул мне в уши и глаза, ворошил волосы и брызгал в лицо…

Я моргнул и очнулся на хоккейной площадке. Рядом со мной стоял Димка и его мама, тетя Катя, они брызгали на меня водой из бутылки.

«Слава Богу, ты очнулся, мы хотели уже Скорую помощь вызывать» - сказала Димкина мама.

«Тебя Леха по голове стукнул палкой, и ты того – отрубился, я подумал «коньки откинул». Леха, как ты упал, «руки в ноги» и бежать. Хорошо мама с работы шла, она же у меня медсестра, быстро тебя реанимировала» - пробормотал Димка.

«Спасибо, тетя Катя» - сказал я.

«Не за что, иди домой полежи чуть-чуть. Надеюсь сотрясения мозга у тебя нет. Голова не кружится? Если будет тошнить, скажи, повезем тебя в больницу. Обязательно зайду сегодня к вам и к Чернышевыми. Так поступать плохо. Драться нельзя, нужно уметь договариваться.» - сказала Димкина мама и пошла по своим делам.

«Ключ, я так и не нашел. Наверное, он потерялся» - разведя руки сказал Димка. «Да и некогда мне было его искать, ты здесь без сознания лежал» - продолжил он.

Я вышел из хоккейной коробки и подошел к борту коробки с наружной стороны. Луч солнца, заходящий за наш дом последний раз прошелся по траве, и я увидел блеснувшее отражение. Как и сказал Веселик, ключ от дома лежал в траве, снаружи хоккейной площадки.

Вечером, когда пришли родители мне попало по полной программе, и за драку, хотя я не дрался и за двойки из музыкалки, и за то, что уроки не сделал. Ну да, ничего.

Зато Радики опять были со мной, в жизни опять было чудо!!!

Но самое интересное, что через неделю в музыкальной школе появился он – Бадик, высокий и тощий, учитель по контрабасу, конечно его звали Александр Леонидович Бадов. И конечно я перешел учится к нему на контрабас и басовый КЛЮЧ стал для меня родным и привычным.

Вот такие истории, с этими ключами и КЛЮЧАМИ.