Найти в Дзене

Как психологически подготовить ребёнка к новому классу?

Адаптация (или привыкание) к новому классному коллективу всегда волнующий и тревожный процесс не только для ребёнка, но и для родителей. И неважно по какой причине пришлось сменить школу – перемена места жительства, конфликт с учителем, желание поменять образовательную программу (учиться по углубленной программе) – в любом случае ребёнок может столкнуться с проблемами адаптации.

Предлагаем вашему вниманию рекомендации психолога для родителей, которые планируют или уже перевели ребёнка в другой класс или другую школу.

В какое время лучше всего переводить ребенка в новый класс или новую школу?

Если есть такая возможность и обстоятельства не противоречат, то наиболее благоприятным периодом для перевода является сентябрь. В это время все дети возвращаются в школу после каникул, и они находятся в равных условиях адаптации к школьному режиму, кроме того, за лето многие контакты изменились, какие-то связи между детьми потеряли актуальность и ребята как будто заново учатся общаться и дружить. При этом и новому ученику в классе заново придётся устанавливать контакты.

Так ли важен возраст перевода в другую школу?

С эмоциональной точки зрения, наименее болезненно смену классного коллектива переживают младшие школьники, т.к. в начальной школе, ребёнок быстрее привыкает к новому коллективу. У детей сохраняются игровые интересы и они быстрее заводят друзей как в школе, так и вне школьных стен. Важно в этот период приветствовать социальные контакты ребёнка. А также всячески поддерживать и хвалить ребёнка за все начинания и победы.

В среднем звене школы крайне нежелательно менять класс или школу, так как в это время ведущим видом деятельности у подростков является общение. Для них важен авторитет в глазах сверстников и если ребёнок не имеет его, то  он начинает испытывать крайне негативные эмоции. Кроме того, в этом возрасте появляется реакция протеста, начинается становление личности. И лучше в это время ребёнку не менять привычные условия.

Если же всё-таки перевод состоялся или предстоит, попробуйте поговорить с ребёнком откровенно и объяснить преимущества, а также найти факторы, которые могут мотивировать подростка к учёбе. Это могут быть вновь открывающиеся возможности для самопредъявления, а также возможность получить новые качественные знания, которые позволят быстрее стать независимым и самостоятельным, что так важно для подростков. Напомните ребёнку о том, что в новой школе или в новом классе ему можно будет найти новых друзей.

В старших классах родителям необходимо разговаривать с ребёнком на равных и быть готовым к тому, что многие отнесутся отрицательно к переводу, если это будет вынужденная мера (например переезд). Поэтому заранее необходимо обсудить и плюсы и минусы перехода, например найти перспективы, а также рассмотреть наиболее «худшие» последствия и возможности их преодоления.

Очень важно в это время оказывать психологическую поддержку, стимулировать дополнительные занятия во внешкольное время. Целесообразно расписать весь день (составить так называемый «жёсткий» режим дня, чтобы максимально загрузить его занятиями и тогда на переживания меньше будет времени, а адаптация будет протекать быстрее.

Как правильно разговаривать с ребёнком о переводе в новый класс?

В первую очередь родители сами не должны нервничать и переживать, а также демонстрировать излишние переживания своему ребёнку, так как эмоциональные реакции родителей будут только усиливать страхи ребёнка. И вполне возможно, что ребёнок услышав разговоры родителей, воспримет новый класс или школу достаточно враждебно. Поэтому важно показать ребёнку своё спокойствие, уверенность и гарантию успеха в новом классном коллективе.

Можно и нужно заранее познакомиться с классным руководителем, узнать о традициях класса, попросить помощи в адаптации ребёнка.

Как избежать конфликтов в новом классе?

  • Во-первых, конфликтов не нужно бояться. В конфликтах дети учатся отстаивать свои границы, понимать и чувствовать границы других людей, отстаивать своё мнение, точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению, принимать другого человека, отличного от себя.
  • Во-вторых, когда ребёнок приходит в новый класс, он попадает в уже сложившуюся систему со своими правилами и нормами и ему необходимо заранее узнать об этих правилах.
  • В-третьих, чтобы понять, какая психологическая обстановка складывается в классе, необходимо ходить на родительские собрания, разговаривать с учителем и другими родителями, и конечно, как можно чаще разговаривать со своим ребёнком.

Постарайтесь стать для своего ребёнка другом, так как новых друзей у него пока нет в новом классе. Попробуйте объяснить важность взаимного уважения, а не кулаков. При этом не нужно давить на ребёнка и настаивать на собственной правоте. Лучше наблюдайте за ребёнком - как он спит, снизился или наоборот повысился аппетит, стал ли замкнутым или тревожным, снизилась ли успеваемость. Если эти симптомы длятся более 2,5-3 месяцев следует обратиться к психологу.

В любом случае к переходу в новый класс следует относиться достаточно серьёзно, но зная о возможных трудностях их можно избежать.

Автор статьи: Снегирева Елена Васильевна психолог сервиса Psyon.pro

Для записи на консультацию к автору статьи вы можете тут.