Лето 2010 года для многих регионов страны выдалось аномально жарким.
Как итог: горение торфяников во многих городах, селах и деревнях.
Дым. Смог. Превышение ПДК загрязняющих веществ в разы.
Я помню это ощущение подсознательного страха, когда ты не можешь дышать и делать полный вдох.
Я ехала по Ленинградскому шоссе Москвы. Вернее, стояла в пятничной пробке в сторону выезда из города. Движение в 5 полос в одну сторону забито авторанспортом.
Соседний ряд мне ещё был виден. Через ряд видимость машин была практически нулевой.
На следующий день по радио объявили, что ПДК загрязняющих веществ в столице превышают норму в 7 раз.
Именно тогда, в 2010 году, заговорили о том, что выгорают огромные площади лесов. Пожары в лесу распространяются верховым способом за считанные доли секунд.
Их видела моя тетя, которая приезжала с Украины навестить близких. Уезжая домой, она пригласила и нас подышать хоть недолго чистым воздухом.
Мы, кстати, тогда в августе сорвались в отпуск на пару недель из Москвы под Харьков. Тогда впервые за долгое время я увидела солнце без дымки. И смогла дышать в тени деревьев.
Именно тогда, в 2010, стали раскрываться подробности, что в селах и деревнях нет техники для опахивания полей. Ведь именно глубокие канавы в земле могут остановить распространение огня низовым способом и уберечь дома жителей, оказавшихся в зонах пожарищ.
Страшный 2010 год. Когда сгорело много домов. Погибло много особей животного и растительного мира. Гибель была не только от огня, но и от того, что осенью-зимой спасшимся нечего было есть в лесах.
Потом, в 2011 году, я забеременела и долго-долго лежала на сохранении. Так вот февраль-июнь, за мои 4 раза пребывания в роддомах (потом было еще несколько поездок на машинах СМП), в гинекологические отделения привозили огромное количество женщин с замершей беременностью.
Мы, пациентки, общались между собой. Потому и спросили своих лечащих врачей:
- Нормально ли это - такое огромное количество прерывания беременности вроде как по естественным причинам? Нормально ли это, что палаты, предназначенные для рожениц, практически пустуют?
- Взаимосвязь с пожарами не выявлена, но не исключена! - так отвечали доктора. И соглашались с тем, что рожениц на первое полугодие 2011 года слишком мало по сравнению с предыдущими аналогичными периодами.
Впервые знакомый запах гари я почувствовала в пятницу, 19 августа этого года. Я даже не поняла, что это за запах и откуда я его знаю? Просто среагировало тело. И подсознание.
Вышла на улицу (на тот момент была в селе, вокруг которого сильно горело в 2010). Оглянулась вокруг - дыма нет. Но запах горения есть.
Чуть позже, по окончанию удаленного рабочего дня, я пошла за пределы села. И увидела, как вдали, над лесами, клубится дымовая завеса.
"Торфяники горят!" - так сказали мне родственники, которых я встретила.
Плюс был в том, что село с весны опахано вкруговую большим рвом. И, со слов родных, ров этот не исчезает: каждой весной, начиная с 2011 года, он есть и не исчезает. Мы как раз встретились около рва.
Минус в том, что запах гари неимоверно пугает и мобилизует.
В выходные я уехала в город. И в первую же ночь проснулась от того же запаха гари. Днем его нет, а ночью появляется.
А вот сегодня в городе запах есть и днем. А впереди еще неделя сентябрьской жары.
Сделаны ли выводы относительно 2010 года? Судить каждому из нас. По крайней мере, фото пожарищ в 2022 году говорит само за себя.
Официально же заявляют следующее: площадь лесных пожаров в 2022 году в три раза меньше, чем в прошлом (читать - тут).
Стараюсь верить. Но в прошлом году запах гари я не чувствовала. А в этом - чувствую. И официальных обращений с тем, что в этом году площадь пожаров меньше, чем было раньше, не помню. А тут и обращения есть, и запах.
P.S. убедительная просьба ко всем читающим и комментирующим: избегать ненормативной лексики и личностных оскорблений. Давайте менять мир взаимоотношений и начинать с себя! Пусть вокруг нас станет немного чище и светлее.