Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Связь через пиццерию (1985, Италия, гангстерская драма): Длинные руки сицилийской мафии, или "Брат" наоборот

В 1984 году 62-летний Дамиано Дамиани снял свой самый знаменитый фильм — телесериал "Спрут", моментально ставший культовым. В 1985 году Дамиани продолжил тему сицилийской мафии. Главную роль снова сыграл Микеле Плачидо. Только если в "Спруте" Плачидо играл положительную роль (комиссара Каттани), здесь он играет наемного убийцу Марио Алойя. Марио свалил из родного Палермо в Америку. Он держит маленькую пиццерию где-то на задворках Нью-Йорка. В один прекрасный день в пиццерию приходит земляк и сообщает, что на Марио "рассчитывают". - Уж наверное не об этом ты мечтал, уезжая в Америку, — говорит визитер, окидывая взглядом убогий антураж пиццерии. Фильм строится на попытках убедить друг друга в необходимости совершения определенных действий, и это даже напоминает чем-то индуистское кредо "делай, что должен делать и будь что будет". Другое популярное внушение: "Он все равно уже труп, так зачем отдавать возможность заработать другому?" Марио возвращается в Палермо, чтобы совершить трудно

В 1984 году 62-летний Дамиано Дамиани снял свой самый знаменитый фильм — телесериал "Спрут", моментально ставший культовым. В 1985 году Дамиани продолжил тему сицилийской мафии. Главную роль снова сыграл Микеле Плачидо. Только если в "Спруте" Плачидо играл положительную роль (комиссара Каттани), здесь он играет наемного убийцу Марио Алойя.

Марио свалил из родного Палермо в Америку. Он держит маленькую пиццерию где-то на задворках Нью-Йорка. В один прекрасный день в пиццерию приходит земляк и сообщает, что на Марио "рассчитывают".

- Уж наверное не об этом ты мечтал, уезжая в Америку, — говорит визитер, окидывая взглядом убогий антураж пиццерии.

Фильм строится на попытках убедить друг друга в необходимости совершения определенных действий, и это даже напоминает чем-то индуистское кредо "делай, что должен делать и будь что будет".

Другое популярное внушение: "Он все равно уже труп, так зачем отдавать возможность заработать другому?"

Марио возвращается в Палермо, чтобы совершить трудное заказное убийство.

Дамиани как будто подчеркивает, что каждый сицилиец — потенциальный убийца (или как минимум готов покрывать убийц), и что сицилийцы "бывшими" не бывают. Младший брат Марио, девятнадцатилетний Микеле, является исключением, которое только подтверждает правило. Это балабановский "Брат" наоборот.

-2

Но Марио продолжает рассчитывать на Микеле, как на "родную кровь". Этот расчет, естественно, оказывается неверным, поскольку основан на чувствах и эмоциях. Зато оказывается верным режиссерский расчет, поскольку за счет конфронтации братьев картина приобретает трагичность. То есть, фильм выходит за рамки обычной социальной драмы и критики "чистого сицилийского разума".

За два часа чернушного действия режиссер умело создает параноидальную атмосферу погрязшего в криминале города, где прослушиваются все телефонные звонки, везде есть свои люди, и каждый человек находится на мушке. Для того, чтобы выжить в Палермо, надо уметь хорошо лгать, убеждать, носить маски. Точно также, как когда-то давно Марио был втянут в криминальную деятельность, он пытается сделать своим помощником Микеле. Ведь дело в том, Марио чувствует себя одиноким и достаточно беззащитным перед тем самым "спрутом", на которого работает. Вот поэтому в Италии — "семьи". Дамиани показывает положительные и отрицательные, если можно так сказать, стороны "семейности". Марио и Микеле так и не смогут понять, где добро, а где зло. Ведь если "добро" приводит к смерти, то какое же это добро?

-3

Интересно поразмыслить, что сподвигло Дамиани написать сюжет, где за точку отсчета взята пиццерия в Нью-Йорке. Мне кажется, дело в личном опыте. В 1983 году Дамиани сделал свой первый и последний фильм в Голливуде. Опытному итальянскому режиссеру дали поработать над сиквелом "Эмитивилского ужаса". Фильм получился никудышным, да и не мог получиться иным. Видимо, разочарование Дамиани — сродни разочарованию Марио от жизни в Америке.

Оценка: 7,5 из 10.

Режиссер: Дамиано Дамиани.
Сценарий: Дамиано Дамиани, Эрнесто Гастальди, Франко Маротта, Лаура Тоскано,
Оператор: Себастиано Селеста,
Композитор: Карло Савина.

В главных ролях: Микеле Плачидо, Марк Чейз.
В ролях: Ида Ди Бенедетто, Ник Делон, Луиджи Мария Бурруано

-4

#сицилия #мафия #дамиано дамиани #микеле плачидо #палермо #оценка 7,5 #1985 год кино #советский кинопрокат #итальянское кино #брат