Он был одним из тех видных советских писателей, которые делали литературу достойной, но при этом были вынуждены эмигрировать. В Советском Союзе его не публиковали и не понимали, но вот в Штатах он издал 12 книг, которые сегодня читают все, независимо от возраста, национальности или, как говорил сам автор, от «степени интеллектуальной придирчивости». Произведения Довлатова – это та великая классика, которая поражает масштабом и удивляет лаконичностью.
Книги автора – это юмористические и грустные открытки, саркастичные, тонкие, полные ностальгии. Не всегда от прочтения можно улыбнуться, при этом не почувствовав тоску – свою и автора. Такой вот удивительный характер в его произведениях.
«Жизнь коротка»
Кончается история моя.
Мы не постигнем тайны бытия
вне опыта законченной игры.
Иная жизнь, далекие миры —
все это бред. Разгадка в нас самих.
Ее узнаешь ты в последний миг.
В последнюю минуту рвется нить.
Но поздно, поздно что-то изменить…
Сергей Довлатов по материнской линии был армянином. При рождении он получил фамилию отца – Мечик, но после развода родителей взял фамилию матери – Довлатова (ранее Довлатян). О себе сам же Сергей Довлатов писал в произведении «Марш одиноких»: «Зовут меня все так же. Национальность – ленинградец. По отчеству – с Невы»
Свою первую любовь Довлатов встретил еще в университете. Ее звали Ася Пекуровская, в культурных кругах она считалась одной из самых красивых девушек тогдашнего Петербурга. Неудивительно, что помимо Довлатова за ней ухаживал еще и Иосиф Бродский. Их роман с Довлатовым продлился всего три года. «Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только – да или нет», писал Довлатов.
Если кажется, что ничего не получается и лучше сдаться, то хорошо бы вспомнить историю Сергея Довлатова. При жизни его произведения в России так и не напечатали. Первый сборник рассказов вышел на родине только через полгода после смерти писателя. Несмотря на то что в его произведениях ничего антисоветского не было, Довлатов просто не вписывался в ту систему. Поэтому во всех издательствах ему было отказано. К слову, именно это послужило основным поводом для эмиграции: сначала в Таллин, а потом и в Нью-Йорк.
Его современники вспоминали, что Довлатов по своей природе был грустным человеком и просто не умел быть счастливым. Уже когда он жил в Нью-Йорке и, как казалось, получил все то, к чему так долго стремился (его рассказы печатались, он получал хорошую зарплату, у него была армия поклонников), он все равно ощущал себя одиноким и страдал от депрессии.
«Пьянство мое затихло, но приступы депрессии учащаются. Я всю жизнь чего-то ждал: аттестата зрелости, потери девственности, женитьбы, первого ребенка, минимальных денег, а сейчас все произошло и ждать больше нечего», – писал Довлатов своему товарищу.
Почти всю свою жизнь Довлатов страдал алкоголизмом, и именно это в конечном счете его и погубило. Врачи не раз говорили ему, что следующий запой может стать для него последним. Так и случилось 24 августа 1990 года в Нью-Йорке. Сергей Довлатов умер от сердечной недостаточности в машине скорой помощи по дороге в больницу.
Но все же оставил после себя много литературной красоты. А в День рождения писателя – 3 сентября 2007 года у дома № 23 по улице Рубинштейна, где жил Сергей Довлатов в 1944-1972 годах, прошла торжественная церемония открытия мемориальной доски писателю.
А 4 сентября 2016 года у того же дома, № 23 по улице Рубинштейна, состоялась церемония открытия памятника писателю Сергею Донатовичу Довлатову, работы скульптора Вячеслава Бухаева, автора большинства современных памятников в Санкт-Петербурге. Читатели о нем не забыли!