Найти тему
"Порядочный" мир

Вашингтонские трубы интеграции

США с развала Советского Союза проявляет свой внешнеполитический интерес к центральноазиатскому региону. В то же время началось постоянное вмешательство американского правительства во внутренние дела стран Центральной Азии в экономический, политический, военный и культурный сегменты. И если в начале нулевых всё проходило успешно и у США даже были свои военные базы в Киргизии и Узбекистане, то сегодня Вашингтон не обладает ни одной таковой структурой в Центральной Азии.

Для активации и продвижения своей политики через проекты USAID США выделило огромное количество средств на поддержку прозападных и либеральных СМИ в государствах Центральной Азии для восстановления контроля в регионе и внедрения демократических идей. Как пример заинтересованности мы можем вспомнить, как глава госдепа США в 2016 году Д.Керри пригласил всех министров иностранных дел стран ЦА. Американские дипломаты в открытую заявляли свою заинтересованность. По итогам переговоров было принято решение о запуске пяти совместных проектов, финансируемых американской стороной.

Ни для кого ни секрет, что в бывших советских республиках имеются огромные залежи природных и энергетических ресурсов. Именно поэтому, США пытаются залезть в Центральную Азию «без мыла». Американцы хотели заполучить казахский уран (третья часть всего мирового запаса), киргизское золото, узбекский хлопок, огромные водные ресурсы Каспия в Центральной Азии, и в особенности, туркменский газ (четвертая часть всех мировых запасов). Единственный способ добраться до всех ресурсов – это установить контроль над Афганистаном, но, по опыту прошлого года и жалкого бегства США из Кабула, им это не удалось.

Также, была попытка усилить давление на Индию через центральноазиатский регион, как на крупнейшего потребителя энергоресурсов. По этой причине были профинансированы и запущены проекты выкачивания «добровольно» энергетических ресурсов из стран Центральной Азии: энергомост CASA-1000 и газопровод TAPI. Однако на пути реализации проектов встала политическая нестабильность в Афганистане, а при нынешнем талибском правительстве проекты стали практически невозможными, чему тоже виной западная политика. Последствия данной политики негативно отображаются на странах Центральной Азии уже не первый год.