Найти в Дзене

Сплав от Бронницкого до Раздорской

                                                     Мимо хутора Бронницкий
Мимо хутора Бронницкий

Купить байдарку — мы купили, а вот полноценно об…обплавать? А вот полноценно обплавать её смогли только спустя пару недель из-за того, что некоторые составные части нашей байдарки, такие как вёсла, юбки и дека, пришли немного позднее.

И вот наконец выбрав подходящие выходные, составив маршрут, сверившись с прогнозом, который обещал на протяжении всего пути солнечную и жаркую погоду, мы стали ждать.

Но, как гласит древняя мудрость — на метеорологов надейся, а сам возьми и куртку и зонтик. За день до планируемого заплыва над Ростовской областью повисла грозовая туча без какой-либо надежды на рассеивание. Но мы же не дураки. Ну мы же знаем еще более древнюю мудрость — Если прогноз сулит дождь, если товарищи из МЧС сказали, что мы все умрём, смело бери плавки и иди загорать, будет +40.

Байдарить мы планировали не одни, а с ребятами из Ольховки, которые тоже совсем недавно обзавелись этим чудом речкоплавательноинженерной мысли. Вопрос стоял лишь в том, как нам добраться до исходной точки. Из города Шахты, откуда мы родом, есть лишь одна электричка, на которую мы бы успели, но она была только на шесть часов вечера, что сильно урезало время, которое можно было провести в плавании.

                                                                 Бронницкий мост
Бронницкий мост

Но, тем не менее, нам повезло и мы нашли, того, кто нас забросит, а вот ребята, к сожалению, нет, поэтому приехали своим ходом и с моторкой чтобы просто проводить нас до первого шлюза и повернуть обратно.

                                                         Мимо хутора Бронницкий
Мимо хутора Бронницкий

Потратив некоторое время на сбор байдарки, мы наконец вытащили ее на каменистый берег реки Северский Донец и спустили на воду. Предстоящий маршрут обещал много интересного.

Мы встретились с ребятами уже на воде, обговорили детали и стартанули. Дорога до первого шлюза была довольно живописной. Правый берег был обрывистым, то и дело с него над водой нависали старые деревья, которые вот-вот сорвутся вниз, заброшенные пришвартованные в камышах рыбацкие лодки уже почти скрывались под водой, линии электропередач тянули свои нити-провода откуда-то из-за холмов на левом берегу. Пасмурная погода то и дело грозила нам дождём. Небо хоть и было затянуто тучами, а мы, как никак, находились на реке, воздух всё равно был тяжелым и душным. Ветер и вовсе отсутствовал напрочь, поэтому гребсти в спасательных жилетах было весьма неприятно, но что поделаешь. Техника безопасности есть техника безопасности.

                                                         Наши сплав-средства
Наши сплав-средства

От хутора Бронницкого до хутора Апаринского, где нас ждал первый из двух шлюзов, мы проплыли шесть с половиной километров.

                                           Что-то типа обЭда…
Что-то типа обЭда…

Устроив прощальный привал, мы полноценно запихнулись сублиматами, запили их чаем на травах, с любовью заваренным Викой, попрощались с ребятами, взяли байдарку в руки и пошли в обход шлюза на своих двоих ещё примерно шестьсот метров, вышли на вполне себе приличный ровный берег, снова погрузили её на воду и снова рванули дальше уже одни.

                                                       Обход шлюза в Апаринке
Обход шлюза в Апаринке

Небо начало рассеиваться и проклюнулось солнце, нас стало ещё и припекать. Где-то на горизонте замаячила надежда на то, что туча прошла нас стороной и можно больше не волноваться и не спешить до места планируемой ночной стоянки, чтобы успеть пришвартоваться, спрятать байдарку и поставить палатку до грозы.

                                        Апаринский шлюз и бабулятор с удочкой
Апаринский шлюз и бабулятор с удочкой

До Усть-Донецка мы плыли не спеша, даже сделали остановку и искупались. Вода в Северском Донце теплее чем в Дону и намного прозрачнее. Мы решили, что на следующее лето будем ездить отдыхать и купаться сюда, так как даже народа тут практически нет. Солнце уже начинало клониться к закату и над рекой растянулась тень от прибрежных деревьев. Появились небольшие волны и подул освежающий ветер.

Вид на Усть-Донецк с реки Северский Донец (а так же место, откуда берёт начало       небольшая река Сухой донец)
Вид на Усть-Донецк с реки Северский Донец (а так же место, откуда берёт начало небольшая река Сухой донец)

Пройдя Усть-Донецк, снова сделали остановку и искупались и только потом обратили внимание, что справа на нас снова идёт ядерная гроза. Тучи были высокими и практически синими, что сильно напрягало (по крайней мере меня). Посоветовавшись, мы решили ускориться, чтобы выбрать место для ночёвки.

Марина на фоне ядерной грозы, которая на фото выглядит безобидно,а вживую страшно.
Марина на фоне ядерной грозы, которая на фото выглядит безобидно,а вживую страшно.
                               Зарево над Усть-Донецком за нашими спинами
Зарево над Усть-Донецком за нашими спинами

Через некоторое время усиленной гребли мы вошли в реку Дон и гроза осталась за спиной, но продолжила неотступно следовать за нами с нашей скоростью.

                                                   Вечернее небо над рекой Дон
Вечернее небо над рекой Дон

Оставалась нерешенной проблема стоянки. Мы не планировали в этот день так далеко плыть, но то высота берега не позволяла удобно причалить и занести байдарку, то хорошие места уже были заняты пьяными сонными рыбаками и отдыхающими, то весь берег порос стеной камыша. В итоге, мы остановились на ночлег в трёх километрах от второго шлюза, штурм которого оставили на второй день сплава.

Пришвартовавшись у знака километража, я пошла осматривать место, пока Игорь выгружал рюкзаки. Зайдя поглубже, на меня с тропинки выскочила ошалелая косуля, посмотрела на всё это безобразие и посчитала нужным удалиться восвояси. Осмотрев место, мы обрадовались. В нашем распоряжении в лесочке была огромная ровная расчищенная поляна под палатку и байдарку, хорошо наезженные дороги и минимум мусора.

Ночь прошла спокойно, небо хоть и затянуло легкой пеленой туч, но дождя так и не было. Мы даже смогли немного выспаться. Единственное, чего я не учла — второй резиновый коврик. Опираясь на опыт недавнего похода в жару, мы решили, что обойдемся одним летним спальником и одним резиновым ковриком, чтобы сильно не грузить байдарку, так как нам её нести на руках неизвестное количество километров, с расчетом, что спальник мне, а Игорю коврик. Ночью было прохладно, но вполне терпимо. Только вот спать в спальнике без подложки мне было холодно, поэтому пришлось спать на нём сверху и укрываться курткой, что доставляло некоторый дискомфорт, но мы люди привыкшие.

                                                                     Стоянка
Стоянка

Ровно в восемь утра мы оторвали от земли загруженную байдарку полную пауков, протащили ее через отдыхающих, которые приехали с надеждой занять хорошее место, а увидели нас, и погрузили в воду. Впереди ждал самый огромный шлюз и его обход.

Чем ближе к нему мы подплывали, тем сильнее становилось течение. Перед нами шла баржа и Игорь хотел зайти в отсеки для спуска с ней, но я отказалась, боясь возможности попасть под винты или еще чего хуже. Мы стали искать место для высадки на берег, но всюду был лишь камыш и торчащие коряги, которые могли повредить днище. Пришлось подплывать практически вплотную к шлюзу, где был небольшой спуск к воде из земляных ступеней с небольшой илистой площадкой, сплошь усеянной лягушками, которых я боюсь панически на равне со змеями.

Кое-как вывалившись из байдарки, мы начали вытаскивать её из воды, так как просто вытянуть на берег не было возможности из-за его высоты. Окончательно подняв её до нормальной дороги, мы стали искать на картах путь в обход территории шлюза, которая огорожена по земле. Путь наш растянулся через небольшой лесок на километр, во время которого я окончательно порвала свои сандалии, которые пережили со мной и технарь и три года завода и были списаны за непотребный вид и распущенное поведение.

А вод место спуска на воду было максимально экстремальным. Огромные бетонные плиты с торчащими кинжалами ржавой арматуры. Проблемой было даже просто спуститься хотя-бы к ним. Спуск был крутым и усыпанным острыми камнями, что было адски ощутимо при спуске босиком. И не было ни одного шанса на ошибку, ни одного шанса оступиться и уронить байдарку на камни или арматуру.

                                                           Место спуска на воду
Место спуска на воду

Спускать байдарку на воду было ещё страшнее, одно неверное движение и можно уйти под воду, волны могут напороть или перевернуть, сплошной экстрим. А в неё ещё надо сесть…

                                                            Кочетовский шлюз
Кочетовский шлюз

Пытаться влезть на своё место с бетонной плиты, которая находится намного выше воды — такой себе аттракцион. А когда вода ещё бурлит и всячески пытается бить резиновый бок о битую плиту с острыми гранями — так тем более. Но и это не все. Удерживать байдарку, вцепившись в мелкие выступающие камни и арматуру на плите, пока и Игорь пытается влезть — еще тяжелее, потому что сильное течение выносит ее в реку и норовит перевернуть. Но и это мы смогли осилить.

                                                       А вот какие там плиты…
А вот какие там плиты…

Дальше нас ждал Семикаракорск. Солнце снова начало проглядывать из-за облаков и припекать. Проплыв еще пять километров, прямо по курсу над Семикаракорском мы снова увидели черные тучи, иногда небо на горизонте рвали молнии и я снова начала бояться, что нас застанет ливень. Мы долго решали, что же делать, но как только мы подошли к повороту реки, на котором расположен город, тучи снова начали уходить. Сделав стоянку на противоположном безлюдном берегу, мы решили наконец-то полноценно пообедать, так как утром ограничились лишь чаем и сладким.

                                          Здание элеватора в Семикаракорске
Здание элеватора в Семикаракорске

К тому моменту, как мы закончили обедать, тучи будто бы исчезли и небо от края до края стало голубым. Я успела погулять по пляжу и поискать следы кабанов и косуль, заглянуть в лес по звериным тропам и прикормить гигантскую стаю молодых селёдок, которые какое-то время плыли вдоль байдарки и жрали моё печенье.

Проверив прогнозы во всех последующих станицах, мы пришли к выводу, что с тучами и грозой покончено насовсем и теперь путь до финишной точки будет по солнцепёку. Так оно и оказалось.

                                           Вдоль Семикаракорской набережной
Вдоль Семикаракорской набережной

Правый берег снова стал крутым и обрывистым, появились стаи чаек, аисты, ястреба и прочая пернатая живность.

Птицы до последнего не собирались срываться со своих мест и лениво разлетались на небольшие расстояния только тогда, когда мы проплывали мимо них почти вплотную. Зато я с запасом насмотрелась на аистов, а их там, уж поверьте, на любой вкус и цвет.)

-21

Далее дорога вела к паромной переправе, ещё одной вынужденной остановке из-за лютого пекла и желания скорее окунуться в холодную воду.

                                                    Какой-то важный дядька
Какой-то важный дядька

                                                      Семикаракорские пляжи
Семикаракорские пляжи

Проплыв переправу, до конца оставалось не так уж много,но осознав, что до изначально планируемой финишной точки в заливе станицы Мелиховской я не дотяну, мы решили закончить в станице Раздорской, до которой оставалось всего ничего. Намотав свои аллергические сопли на кулак, я из последних сил погребла, пока Игорь практически в одиночку толкал байдарку на встречу холодному Байкалу у нас дома в холодильнике и мягкому дивану под кондиционером.

Стартанув из хутора Бронницкий в двенадцать часов дня восемнадцатого августа, мы прибыли в станицу Раздорскую в три часа дня девятнадцатого августа, пройдя за эти почти тридцать часов пятьдесят километров не только в плавь, но и пешим порядком. Погода менялась так часто, что казалось, что прошло не пара часов, а пара дней. Мы проплывали мимо хуторов Апаринский и Михайловский, мимо Усть-Донецка и станицы Кочетовской, мимо Семикаракорска и до станицы Раздорской. Три хутора, две станицы, два города — это ли не подвиг в грозу в перемешку с жарой в сорок градусов?!) Я считаю — подвиг!

Спасибо за внимание!