Летние месяцы перед школой, если ребенок идет в первый класс, у многих родителей омрачены тревогой. Мысли в голове могут быть самые разные — от "не будут ли его дразнить" до "как он справится со школьным туалетом". Хотите вырастить ребенка самостоятельным? Начинайте работать со своей тревогой прямо сейчас, предупреждает психолог и "ленивая мама" Анна Быкова. Она, кстати, своего первоклассника из школы не встречала.
Самый важный, на мой взгляд, фактор развития детской самостоятельности — это способность взрослых побороть свою тревогу, справиться с ней. Честное слово, мне проще забыть, что я "ленивая мама", и пойти самой встретить ребенка из школы, только бы избавиться от тревоги, парализующей все остальные мысли, кроме одной: "Где сейчас мой ребенок?!".
Встречать первоклассника из школы — или воспитывать самостоятельность?
Мой старший сын давно уже отвоевал право возвращаться из школы самостоятельно. У него свой ключ, он умеет сам открывать двери. Ему хочется продемонстрировать свою взрослость перед остальными первоклашками, которых встречают бабушки, мамы и няни. Он выходит из школы и... видит меня ("Ой, так получилось, была тут по делам, а у вас как раз занятия закончились"). Обещаю ему, что завтра он точно пойдет домой один.
Успокаиваю себя, что мой ребенок отлично, вплоть до раздраженной мольбы с его стороны: "Да знаю я уже это все!" — проинструктирован по технике безопасности. Но вместе с мыслью "он уже должен быть дома" снова подкатывает тревога. Сначала пытаюсь отогнать ее: задержали на уроке, долго одевается, а потом начинаю звонить.
Казалось бы, какое счастье для современных родителей, что есть возможность позвонить ребенку на мобильный телефон и снять тревогу. Но часто оказывается, что тревога, наоборот, нарастает, потому что ребенок не отвечает на звонки.
Наспех одевшись, вылетаешь из квартиры — и наталкиваешься на приготовленный еще за несколько метров до двери ключ в руке довольного ребенка (сам дошел). Но вот облом: мама помешала открыть дверь...
Мокрый, грязный, но счастливый сын рассказывает о слепленном на школьном дворе снеговике. Первый снег — это такое событие, ради которого забываются строгие родительские наставления: "После уроков сразу домой!".
Выдыхаю. Интересуюсь: "Почему не отвечал на мои звонки?". Ответ предсказуем: "Я не слышал". Могу понять, на школьном дворе гам ребячьих голосов перекрывает любую мелодию звонка.
Не хочу испытывать тревогу
Конечно, можно не изводить себя тревогой. Можно ходить и встречать вопреки импульсу ребенка на проявление самостоятельности. Но все равно с мучительной тревогой придется столкнуться, и не раз. Когда ребенок будет один гулять во дворе. Когда поедет в летний лагерь. Когда будет возвращаться с другими болельщиками с баскетбольного матча. Когда поедет вечером провожать девочку на другой конец города. Когда поедет в другой город поступать в институт...
Поводов предостаточно, и по-другому не бывает: тревоги не избежать. Впрочем, есть выход: полностью привязать к себе ребенка. Будет ли это благом для него? Нет. И такой выбор продиктован не заботой о ребенке, а родительским эгоизмом: "Я хочу, чтобы мне было комфортно. Я не хочу испытывать тревогу. Мне тяжело выдерживать тревогу. Будь всегда рядом, чтобы я тебя видела. Не живи своей жизнью".
Тревожиться за своего ребенка — это нормально. Но иногда тревога переходит границы нормы и становится той тревогой с приставкой "гипер", которая мешает развитию ребенка.
— Я сам помою яблоко!
— Нет, я помою. Ты помоешь плохо, на яблоке могут остаться микробы! (Фантазия уже рисует дизентерию и инфекционное отделение детской больницы.)
Мамы, пусть ребенок вымоет яблоко сам. Ваше дело — проследить за качеством. Для успокоения проговорите про себя мантру: "Это будет тренировка иммунитета". Народный фольклор по этому поводу говорит: "В каждой грязинке свои витаминки".
— Я сам порежу сыр!
— Нет, положи нож! Порежешься!
Порежется, если не научить обращаться с ножом. Поэтому надо разрешить, но контролировать процесс. Напоминайте: "Следи, чтобы пальцы под нож не попадали".
Причины запоров у детей — мамина тревога
— Как моя Алиночка первый день в садике?
Алиночке пять лет, и она действительно первый день в садике.
— Все хорошо. Она поела, поиграла и даже покакала.
— Покакала? Как?!
— Да как все. На унитазе.
— Она садилась попой на унитаз?!
— Не переживайте, он чистый, его регулярно моют.
— А попу ей кто вытер?
— Сама.
— Сама?!
— Да, у нас все дети сами с этим справляются.
— Чем вытерла?
— Туалетной бумагой? Чем же еще?
— Но я дома вытираю ей попу только влажными салфетками!
— А что случится, если она использует обычную туалетную бумагу?
— Она может вытереть некачественно, попа начнет чесаться. Натрет бумагой, будет раздражение. А если не в том направлении вытрет, может занести инфекцию в половые органы. А если после этого руки плохо помоет?!
Как же страшно жить... Конечно, мамина мотивация понятна, она направлена на благо дочери. К счастью, это благо не обернулось для девочки проблемой.
Какой? — спросите вы. У девочки могла бы развиться привычка (комплекс) какать только в присутствии мамы, потому что только мама знает, как все сделать правильно и безопасно. У некоторых детей случаются на этой почве психосоматические запоры. И если бы только запоры...
Сначала дети не могут уезжать от мамы, а потом, с возрастом, вообще не могут уезжать из дома. То, что ребенок будет расти без летних лагерей, — проблема не самая большая. Но от психосоматики никуда не деться, и "домашние" дети, повзрослев, начинают отказываться от путешествий и командировок, а кое-кто из них не может обойтись без слабительных либо вынуждены обращаться за помощью к психотерапевту (что бывает крайне редко, ибо проблема очень деликатная).
Когда только мама знает, как лучше, как правильнее и безопаснее, и это "как" постоянно озвучивается, от мамы действительно страшно отойти. Причем очень часто мамы возмущаются, разговаривая с другими людьми. А ребенок стоит рядом и слышит.
"Как можно позволять детям так высоко залезать? Зачем вообще установили такое на детской площадке? Разве воспитатель сможет за всеми уследить?"
"Представляешь, они дали детям на обед рыбу с костями! Разве ребенок справится? Он либо голодным останется, либо кость в горле застрянет"
"Нет, ты подумай! Бабушка дала ему яблоко с кожурой. Столько раз говорила, кожуру надо срезать. В кожуре все нитраты собираются!"
"Да, — думает ребенок. — Мир опасен. И только мама знает, как правильно. Никуда и никогда не буду от нее отходить!"
"Ну, что же ты, сынок? Иди, поиграй с ребятами. Знаете, он такой застенчивый..." А дальше что?
Анна Быкова, педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей