Найти тему

Мы Вас проверяли, проверяем и будем проверять. Мысли о реформе государственного контроля

Правда ли наступают светлые времена для бизнеса, и теперь не будет постоянных проверок множества контролирующих органов. Пробуем посмотреть на это вопрос глазами государственных служащих.

Здравствуйте! На Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ объявил о реформе проверок бизнеса. «Нет необходимости ходить и проверять всех подряд» – сказал Владимир Владимирович.

Иллюстрация к комедия Гоголя Н.В. «Ревизо́р»
Иллюстрация к комедия Гоголя Н.В. «Ревизо́р»

В нашей команде все прошли через службу в надзорных органах, а в частной практике мы неоднократно сопровождали проверки госорганов. И вот для нас, тех кто видел, как «это все устроено», утверждение Президента и российская действительность не сходятся между собой.

Начнем с самого начала. Реформа контрольно-надзорной деятельности государства у нас идет не первый год, назвали ее «Регуляторная гильотина» и, хотя началась она как отмена устаревших требований в нормативных правовых актах для бизнеса, под эту гильотину попал и сам механизм госконтроля – его сделали риск ориентированным.

С послания Президента Федеральному Собранию 2019 года, когда было конкретно сказано, что надо что-то менять, действительна проделана большая работа (по славам власть имущих):

1) Отменены 143 тыс. обязательных требований в нормативных актах;

2) Сокращено более 30 000 государственных служащих;

3) Ликвидировано по меньшей мере 2 госоргана (Роспечать и Россвязь);

4) Принят новый Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

Вот только все это никак не связанно с уменьшением давление на бизнес и улучшением экономического климата:

  1. Обязательные требования отменены, потому что их не знали сами проверяющие! Хватит двух документов - Налогового и Трудового кодекса, чтобы запутаться в том, что обязан сделать обычный бизнесмен, даже если у него всего 3 сотрудника.
  2. Сокращение государственных служащих происходит большей частью само-собой. О том, что все меньше людей хотят работать в госструктурах писали «Ведомости» еще в 2020 году, в 2021 люди массово увольнялись из прокуратуры Свердловской области. Да так, что там некому было работать. А прокуратура – это, можно сказать, элитный орган среди всех остальные госорганов. Что-то мне подсказывает, что тенденция на сокращение численности госорганов в этом году только усилится.
  3. Любые ликвидации госорганов связаны с передачей их полномочий другим госорганам, причем в полном объеме. Такие «ликвидации» можно постоянно проводить. Люди как работали, так и работают, только таблички на входной двери меняются. Полномочия упомянутых Роспечати и Россвязи были переданы в Минцифры.
  4. Новый Федеральный Закон – «шедевр» правовой мысли … Если сравнить с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (который ранее регулировал все вопросы о проверках юр. лиц) то увидим, что он на 31 страницу больше (104 против 73 если скачать оба документа из Консультант +) и написаны эти 104 страницы так, что хочется плакать. Его не все прочитают с первого раза, а поймут только избранные. Там же «винегрет» … про все написали:
  • и о права, и об обязанностях,
  • и об информационных системах, созданных в целях информационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности (их аж 5 штук!),
  • и о взаимодействии органов в рамках этих самых систем,
  • и о риск ориентированном подходе (у нас 6 категорий риска!),
  • и о контрольных мероприятиях, и о контрольных действиях (это разные вещи на секундочку, и их видов не стало меньше),
  • и о том, что при какой категории риска проводится,
  • и про профилактику, и про «органы, осуществляющие контроль за исполнением решений контрольных (надзорных) органов» ...

Мне в детстве родители говорили: «Будь проще и люди к тебе потянутся». Хочется сказать тоже «реформаторам».

Достаточно открыть ведомственные формы отчетности, чтобы понять, почему бизнесу не становится легче.

Форма отчет утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 21.02.2022 N 98 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" по форме ОН и Инструкции по его формированию"
Форма отчет утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 21.02.2022 N 98 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" по форме ОН и Инструкции по его формированию"

Выше отчет формы ОН (общий надзор) прокуратуры Российской Федерации в нем отражаются результаты деятельности по надзору за законностью и проверках бизнеса. Прокуроры учитывают и отчитываются о количестве нарушений и количестве актов реагирования (протесты, иски, представления, предостережения) а еще о привлеченных к административной ответственности и возбуждении уголовных дел по результатам проверок.

Отчет ОНД и ПР МЧС РФ утвержден Приказом МЧС России , от 08.02.2017 г. № 43 «О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России»
Отчет ОНД и ПР МЧС РФ утвержден Приказом МЧС России , от 08.02.2017 г. № 43 «О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России»

А это отчет, который по итогам работы заполняют отделы надзорной деятельности и профилактической работы МЧС РФ, т.е. люди проверяющие пожарную безопасность. И тут тоже учитываются количество выявленных нарушении и количество выданных предписаний, а также количество проведенных проверок. Аналогичная ситуация в ведомственных отчетах всех остальных контролирующих органах.

И вот в этих простых формах и цифрах, которые в них вписываются и кроется главная, на наш взгляд, проблема. Ведь если в этом году будет выявлено существо меньше нарушений или выдано меньше предписаний – это значит, что структурное подразделение госоргана работало хуже, чем год назад.

Именно так воспринимается снижение этих показателей! Все как у Феликса Эдмундовича Дзержинского

отсутствие у вас судимости — это не ваша заслуга, а наша недоработка.

Так и тут. По логике отчетности, хозяйствующие субъекты не могут меньше нарушать закон, только госслужащие могут хуже работать и меньше выявлять нарушений.

За все время проведения реформы и «Регуляторной гильотины» никто так существенным образом и не поменял формы отчетов.

И слова Президента об отмене проверок и уменьшении давления на бизнес звучат абсурдно. Ведь это сравнимо с ситуацией, когда компания содержит огромный отдел продаж, ставит сотрудникам отдела KPI в виде новых клиентов (читай «количество актов реагирования») и увеличения суммы проданных товаров (читай «количество выявляемых нарушений»), а потом на трибуне глава компании говорит, мол мы вообще не про продажу товаров и выручка нас собственно мало интересует.

Именно по этой причине как проверяли бизнес, так и будут проверять. И мы – юристы сопровождающие проверки госорганов, без работы не останемся.

Призываем подписываться на наш канал, ставить лайки и оставлять комментарии! Это нужно, чтобы с помощью алгоритмов ДЗЕНа доносить наши светлые мысли до большего числа людей.

Добавляйте юристов себе в друзья в VK Арслан Анатольевич и Сергей Сергеевич.

Также мы ведём телеграмм канал, там рассказываем о наших буднях.