Германия пытается в срочном порядке "отучиться" от российского газа, и в этом ей могут помочь "неожиданные партнеры", пишет FP. Велика вероятность, что поиски голубого топлива существенно отразятся на расстановку сил внутри ЕС.
Такие страны, как Италия и Испания, сейчас меньше зависят от российского газа, и в кои-то веки они могут выручить Германию.
Страны Евросоюза уже несколько месяцев активно ищут замену российскому газу в условиях сокращения поставок из России, которая вполне может полностью отключить его подачу, так как военные действия на Украине продолжаются. Но быстро приближается зима, цены на энергоресурсы стремительно растут, и ЕС трудно выработать скоординированную стратегию. Поэтому поиски газа могут существенно отразиться на расстановке сил внутри этого блока.
Как минимум последние 15 лет, когда ЕС переживал финансовый кризис 2007-2009 годов, многочисленные долговые кризисы своих членов и пандемию COVID-19, Германия и прочие "бережливые" страны Евросоюза, как они себя называли, вели со слабыми в финансовом отношении государствами Средиземноморья переговоры с позиции силы. Но потом Россия начала оказывать газовое давление, от которого особенно страдают Германия и прочие страны северной части Европы. В то же время Италия и Испания в кои-то веки оказались в роли разумных партнеров, которых зовут на помощь. Италия снизила свою зависимость от российского газа, увеличив импорт из Северной Африки, а Испания всегда больше полагалась на африканский газ и импорт. Раньше это был минус, но сейчас он превращается в плюс.
"Обычно юг Европы просит север о солидарности, но на сей раз ситуация прямо противоположная, и она определенно будет иметь политические последствия", — сказал старший научный сотрудник брюссельского аналитического центра им. Брейгеля Симоне Тальяпьетра (Simone Tagliapietra).
То, что классический сценарий ЕС перевернут с ног на голову, стало ясно в прошлом месяце, и об этом довольно язвительно заявила в Берлине испанский министр по экологическим преобразованиям Тереза Рибера Родригес (Teresa Ribera Rodríguez): "В отличие от других стран, мы, испанцы, живем по средствам с точки зрения энергоресурсов". В Испании газ и электричество тоже подорожали, но там цены существенно ниже, чем в Германии и других северных странах, где они бьют все рекорды.
Германия издавна является главным европейским импортером российского газа, который составляет более половины от ее общего объема потребления. Сейчас немецкий импорт резко сокращается, и домохозяйства сталкиваются с ростом тарифов на электроэнергию, который составляет сотни евро в год. Многие немецкие предприятия уже снижают объемы производства, но, если Россия полностью прекратит поставки газа, Германии придется уменьшить потребление аж на 29%, о чем свидетельствуют аналитические данные центра Брейгеля. В пятницу российский энергетический гигант "Газпром" объявил, что прокачка газа по трубопроводу "Северный поток — 1" будет полностью остановлена на несколько дней с 31 августа. В качестве причины названы "ремонтные работы", но из-за этой новости европейские цены на газ все равно пробили потолок.
Руководство в Берлине открыто признает, что чрезмерная зависимость от Москвы в вопросе поставок энергоресурсов была ошибкой, и пытается как можно быстрее отучить страну от российского газа. Германия возобновила работу законсервированных угольных электростанций и начала строительство инфраструктуры для переработки доставляемого морем сжиженного природного газа. Но ей нужны новые коммерческие партнеры, и Южная Европа попала во главу этого списка.
В Испании работает шесть, а в Португалии один терминал СПГ. На их долю приходится около трети перерабатывающих мощностей Европы. Пиренейский полуостров никогда особо не зависел от Москвы. В 2020 году газ из России составил чуть больше 10% от общего объема испанского газового импорта, о чем сообщает Евростат. Когда российский газ являлся дешевой и имеющейся в избытке альтернативой СПГ, это была проблема. Но сейчас испанские официальные лица отмечают, что это плюс.
Берлин призывает построить новый трубопровод, чтобы укрепить слабые связи между Пиренейским полуостровом и остальной Европой. Этот проект существует, но его в 2019 году положили на полку из-за проблем с экологией, финансированием и отсутствия поддержки со стороны Франции. Испания и Португалия давно уже поддерживают этот план. Но демонстрируя, что солидарность влетит в копеечку, Мадрид требует от ЕС оплатить строительство, заявляя, что новый инфраструктурный проект укрепит "безопасность поставок в остальной Европе".
Немецкие чиновники также недавно намекнули, что надеются на укрепление энергетического партнерства с Италией. Эта страна хоть и занимала второе место в Европе по импорту российского газа, но с началом российской военной операции сумела диверсифицировать поставки. В последние месяцы она на 50% уменьшила закупки российского газа, но увеличила импорт СПГ из североафриканских стран и из США, нарастив и без того солидные мощности по регазификации. Она также увеличила импорт трубопроводного газа из Азербайджана и Алжира. Последний теперь уже обогнал Россию и стал главным поставщиком газа в Италию.
"Италия начинала с выгодных позиций, потому что у нее уже была необходимая инфраструктура: установки для регазификации, небольшие регазификационные суда и трубопроводы из Алжира, Ливии и Азербайджана", — рассказал Тальяпьетра. По его словам, немалую роль также сыграли прочные связи итальянской энергетической компании Eni с Северной Африкой.
Европейский юг уже получил немалые выгоды от своей предусмотрительности. За первые шесть месяцев этого года испанский экспорт газа по существующим трубопроводам во Францию превысил совокупные объемы 2020 и 2021 годов, а газовый экспорт Италии с января по май вырос колоссально — на 578% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Важный вопрос заключается в том, в какой мере эти преимущества в энергетической игре будут превращены в рычаги давления по многочисленным вопросам, которые разделяют Евросоюз, начиная с бюджетно-налоговой гибкости и кончая иммиграцией.
"Южные страны могут разыграть дополнительные козыри за другими переговорными столами. В большом европейском торге это имеет немалое значение", — сказал Тальяпьетра.
Для Италии в этом заключается особый соблазн, ведь там в конце сентября на всеобщих выборах хорошие шансы на победу имеет коалиция евроскептиков из крайне правых партий. Этот альянс обещает добиться от Брюсселя менее жестких правил по расходованию бюджетных средств, а также инициировать пересмотр отдельных положений финансируемого ЕС плана восстановления после COVID-19.
Жесткая позиция по вопросам иммиграции, которую заняли "Братья Италии" Джорджи Мелони и "Лига" Маттео Сальвини, также может привести их к столкновению с руководством ЕС. Сальвини часто спорил с Парижем и Берлином, когда в 2018-2019 годах занимал пост министра внутренних дел. Он настаивал на более справедливом распределении нагрузки, и его в этом требовании регулярно поддерживал Мадрид. Сальвини также не разрешал судам с мигрантами швартоваться в итальянских портах.
По мнению экономиста Клауса Вистесена (Claus Vistesen) из исследовательской фирмы Pantheon Macroeconomics, Испания и Италия вероятнее всего используют свое новообретенное влияние для укрепления сотрудничества ЕС в вопросах иммиграции, а не для наращивания бюджетно-налоговой гибкости, поскольку в этом направлении им существенные перемены не нужны.
"Во время коронавируса бюджетные правила были временно приостановлены, и в ближайшей перспективе никто их возвращать не станет, — сказал Вистесен. — Если политики в Италии или Испании используют энергоресурсы как рычаг давления, чтобы вернуть себе влияние в ЕС, то они, как мне кажется, переоценят свои силы, так как у них уже очень и очень хорошая сделка".
Но энергетический кризис грозит новой рецессией, а объем государственного долга увеличивается после того, как ЕЦБ решил поднять процентные ставки для преодоления безудержной инфляции. В этих условиях вполне могут возобновиться напряженные дебаты об упорядочении положения в налогово-бюджетной сфере и о необходимых масштабах программ ЕС по покупке облигаций. А на юге Европы нарастает тревога, что так называемые "бережливые" с севера снова поддадутся своим внутренним позывам затянуть пояса, поскольку правительство Германии колеблется между ястребами и сторонниками более гибкой бюджетной реформы ЕС.
Возможно, Германия не в такой уж и серьезной беде, как может показаться, а Южная Европа не такая уж и безупречная. Немецкая промышленность не очень сильно зависит от газа, да и расходует она его намного эффективнее, чем другие крупные экономики ЕС. Об это говорит заслуженный научный сотрудник Дэниел Грос (Daniel Gros). По его мнению, сокращение потребления газа домохозяйствами в условиях роста цен, а также новая инфраструктура СПГ, создаваемая сегодня в Германии, поможет ей преодолеть кризис.
Если экспорт российского газа будет и дальше сокращаться, а глобальная конкуренция ужесточится, то Испании и Италии будет сложно получить достаточное количество топлива для внутреннего потребления, не говоря уже о его перепродаже в значительных объемах другим членам ЕС. В июне впервые уменьшился общий объем газового импорта в Италию, поскольку таким поставщикам, как Азербайджан, Алжир и Ливия, сложно заполнить брешь, оставшуюся после ухода России.
Способность стран юга ЕС получать и перепродавать газ также будет зависеть от того, насколько быстро удастся построить новую инфраструктуру. На строительство нового пиренейского трубопровода уйдет по меньшей мере восемь или девять месяцев, о чем заявило испанское правительство. Это лишь в том случае, если удастся преодолеть все политические и финансовые преграды. Сейчас проводится экспертная оценка проекта, который удвоит пропускную способность трубопровода из Азербайджана. По нему газ из этой страны подается в Италию. Но на его строительство уйдет как минимум четыре года.
Но несмотря ни на что, вызванная российской военной операцией на Украине глубокая трансформация энергетических рынков уже началась. И она вполне может стать необратимой. "Мы реально видим, как перекраивается энергетическая карта Европы, как центр тяжести смещается с востока на юг, — сказал Тальяпьетра. — И это будут структурные изменения".
Автор: Микеле Барберо (Michele Barbero)