Многие проблемы и вопросы можно решить, если просто обратиться куда следует. Однако многие не спешат пользоваться этой возможностью. Быть может, не знаю о том «что так можно»?
Здравствуйте! О жалобах мы знаем много. Спасибо работе в госорганах. Но и сейчас в частной практике к нам нередко обращаются люди с просьбой написать жалобу в какой-нибудь орган государственной власти. Чаще всего в роспотребнадзор и в прокуратуру.
Это удивляет, что люди готовы платить деньги за обычное письмо. За письмо, в котором описана их проблема, боль, просьба. И больше ничего, это всё, что нужно, чтобы государственный механизм начал работать на вас – просто нужно написать письмо. Посмотрим как это сделать!
Что такое жалоба и когда стоит её подавать
В России любой человек, группа людей и юридические лица могут обращаться в государственные органы и к отдельным чиновникам, в том числе и с жалобами.
Весь процесс деятельности государственного аппарата по работе с жалобами закреплён в специальном законе — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Всё, что направляется в адрес чиновников, считается обращением, они делятся на предложения, заявления и жалобы. Никакой разницы в видах обращений нет. Правила работы с ними одинаковые для всех ведомств.
Исключения составляют только сообщения о преступлениях и обращения в суды. Там свои правила, о них в другой раз.
Подавать обращения в госорганы можно, и даже нужно, если кто-либо нарушает ваши права или ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. При этом такие права и обязанности должны быть определены законом. То есть, в сфере гражданских правоотношений, где всё урегулировано договором, обращения к чиновникам мало эффективны.
Например, если управляющая компания вашего многоквартирного дома не убирает подъезды – с помощью обращений в жилищную инспекцию или прокуратуру этот вопрос можно решить. А вот если вы по договору подряда построили соседу забор, а он не хочет рассчитываться, тут жаловаться бесполезно, нужно идти в суд и взыскивать деньги.
Требования к обращению
Сразу скажу, каких-либо установленных форм обращений нет, все граждане могут писать их как удобно. Неважно будет ли это лист А4 или листок из блокнота, по почте отправить обращение или через сайт ведомства, написать от руки или на печатной машинке - никакой разницы нет.
Структура и содержание обращения также является свободной, есть всего несколько требований, которые должны соблюдаться.
В обращении нужно указать:
- Наименование госоргана или органа местного самоуправления, в который направляется обращение.
- Если обращение адресована определённому чиновнику — можно указать его ФИО и должность. Но это необязательно, так как сначала обращение попадёт к руководителю, а он определит, кто именно из его подчинённых будет им заниматься.
- Фамилию, имя, отчество того, кто пишет обращение, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому должны будут направить ответ. Этот пункт является обязательным. Без этих реквизитов в рассмотрении обращения могут отказать.
- Текст обращения. В нём описывается, что произошло и что должны сделать государственные служащие, чтобы помочь.
- Личная подпись и дата составления.
Что нельзя писать в обращении:
- Главное правило: в обращении ни должно быть оскорблений и нецензурной лексики. Иначе его могут оставить без рассмотрения.
- Также обращение должно подаваться прочтению. Если ваше обращение не может прочитать среднестатистический чиновник – на него можно не отвечать или ответить, что «вас не поняли».
- Просить раскрыть сведения составляющие государственную тайну не имеет смысла. Если бы у вас была форма допуска, вы бы наверняка сами узнали что хотели. Без форм допуска гостайну не разглашают даже для ответов на обращение.
На этом всё! Не так уж много обязательных требований, да ? Но раз за разом мы с коллегами слышим «помогите написать», «может, вы напишите, а я подпишусь» и т.д. Самым сложным, по мнению граждан, является текст обращения. Почему то все вокруг думают, что для этого нужны специальные познания, красивые формулировки, ссылки на законы. На самом деле нет, всё это не обязательно, ваше обращение в любом случае будет принято и рассмотрено. Результат рассмотрения правда может быть разным.
Но несколько советов по написанию обращений у меня всё-таки есть:
Больше фактов, меньше эмоций. Когда текст пестрит оборотами речи на подобии «сколько это может продолжаться», «управы на них нет», «я всю жизнь работала, а теперь ...» и т.д. его очень сложно читать, ещё сложнее вникнуть в суть проблемы. Поэтому никаких восклицательных и вопросительных знаков. Постарайтесь в обращении просто рассказать, что именно произошло или что вы хотите. Сделайте это максимально конкретно с добавлением необходимых деталей, которые нужны для понимания. После того, как напишете, перечитайте и представьте, что это писали не вы, а ваш сосед и он дал вам просто прочитать. Если вы поняли, в чём проблема у «вашего соседа» и у вас нет уточняющих вопросов – это идеальное обращение.
Не пишите юридическим языком, если вы на нём не думаете.
На любом языке можно не только разговаривать и писать, но и думать. Это, пожалуй, высшая форма познания языка, когда человек на нём думает. И это утверждение не только про иностранные языки, но и про профессиональные. Юристы думают на своём, на юридическом. Если вы на нём не думаете, не стоит им пользоваться, ведь все чиновники знают обычный русский язык – пишите на нём. Вспомните как вам встречался на улице иностранец, который долго объяснял что-то, неверно строил предложения, путал слова и склонения. Примерно то же самое происходит, когда в тексте, который пишет простой человек, появляются ненужные ссылки на законы и нормативные акты, строятся неверные логические конструкции, что следует из этих норм. У госслужащих есть доступ к правовым базам, пускай сами это ищут. Ваша задача только рассказать и попросить что-то сделать.
Прикладывайте документы. У обращения могут быть приложения, любые: копии документов, фотографии, видео, флешки и диски. Пользуйтесь этим. Если пишете жалобу на работодателя – приложите копию трудового договора, если жалуетесь на управляющую компанию – приложите их ответ на ваши заявления в их адрес, если пишете о проблемах с земельным участком – распечатайте выписку из ЕГРН. Поверьте, так всем будет проще.
Снимите копию обращения и попросите поставить штамп о принятии. К сожалению, так бывает, что заявления могут теряться или не вовремя рассматриваться. Наличие копии поможет найти концы, если это случится. Ещё копия потребуется, если ответ госоргана вас не устроит и вы будете его обжаловать. А также проверить все ли ваши доводы были проверены. Если отправляете обращение почтой, то всё равно сделайте копию, а оригинал отправьте заказным письмом, сохранив при этом трек номер.
Не звоните раньше времени в приёмную. Срок рассмотрения обращений 30 дней, после этого ответ направят почтой. Так как сотрудники ходят на почту не каждый день и почтальонам тоже нужно время, чтобы доставить ответ, заложите на это мероприятие неделю-две. Не нужно лишний раз переживать.
Подписывайте обращение. У нас население, почему-то , любит анонимки. Не знаю, с чем это связано. Может боятся, что к ним будут хуже обращаться или начнут мстить за обращение. В моей практике такого не было. Разговаривали, конечно, с заявителями те, на кого они жаловались, мол «зачем сразу в прокуратуру, могли бы к нам прийти». Но мстить никто не пытался. При этом анонимное обращение законно могут оставить без рассмотрения. Да и сами чиновники на анонимки смотрят иначе, чем на подписанные обращения. Возникает вопрос, а в чём корыстный интерес у заявителя, если он не подписался, пропадает чувство соучастия (если оно было), ведь перед ним не проблема конкретного человека, а история (возможно выдуманная) анонима.
Вот и все советы. Когда захотите написать обращение, просто вспоминайте одного из современников
Есть отличный проверенный способ для передачи мыслей —
Берёшь бумагу, ручку и пишешь письма.
(с) Долматов А.С.
Призываем подписываться на наш канал, ставить лайки и оставлять комментарии! Это нужно, чтобы с помощью алгоритмов ДЗЕНа доносить наши светлые мысли до большего числа людей.
Добавляйте юристов себе в друзья в VK Арслан Анатольевич и Сергей Сергеевич.
Также мы ведём телеграмм канал, там рассказываем о наших буднях.
Рекомендуем прочитать:
Стучите и Вам откроют. Часть 2. Куда жаловаться - Президенту
Стучите и Вам откроют. Часть 3. Как добиться желаемого от государственных органов