Александр Колчак и Сергей Тимирёв были знакомы со школьной скамьи. В Морском корпусе они числились в одной роте: Колчак – фельдфебелем, Тимирёв – унтер-офицером. В русско-японскую оба служили на Дальнем Востоке на военных кораблях, а затем на сухопутных позициях, и часто встречались.
При сдаче Порт-Артура оба оказались в госпиталях и попали в плен. В дальнейшем судьба связала их уже некрасиво: жена Тимирёва Анна, – мать его единственного сына, завела роман с Колчаком. А потом и в открытую ушла от мужа к нему. При этом Колчак так и продолжал оставаться официально женатым на Софье Фёдоровне Омировой.
Но отношения Колчака и Тимирёвой не были просто любовной интрижкой. Они длились много лет, и эти люди очень сблизились духовно. Детей у них не было. Единственным ребёнком Анны Васильевны Тимирёвой так и остался сын Владимир (1914-1938).
После гражданской войны они оба остались в Советской России. Сергей Тимирёв, как активный участник Белого движения на Дальнем Востоке, эмигрировал в Харбин, а затем в Шанхай.
Он вовсе не горел желанием забрать к себе не только предавшую его жену, но даже и сына. Наоборот, по свидетельству его друга В. В. Романова, Сергей Тимирёв «радовался, что сын его оказался не в потерявшей лицо русской эмиграции, а остался в России, где он будет полезен». Но радовался Сергей Николаевич зря.
Перспективный художник
Одно время Анна Тимирёва пыталась добиться разрешения на выезд вместе с сыном к мужу в Харбин, но получила отказ. После очередной отсидки в лагере она вышла замуж во второй раз – за инженера-железнодорожника Всеволода Книпера.
В Москве они жили адресу Плющиха, 31. Книпер относился к пасынку как к своему собственному сыну. Владимир Тимирёв окончил среднюю школу в Хамовниках; затем Строительно-конструкторском техникуме (1929—1931) и Московский архитектурно-конструкторский институт (1931—1933). Как и мать, он был талантливым художником и чертёжником.
Уже в юном возрасте Владимир стал членом Союза художников. В 1934 году состоялась персональная выставка его работ в Москве. А в 1935 году Тимирёв в составе научной экспедиции ездил на Каспийское море.
Занимался он в студии известного советского художника, признанного мастера Алексея Ильича Кравченко. Зимой занятия проходили в Чистом переулке, где у Кравченко была огромная 8-комнатная квартира, а летом – на даче на Николиной горе.
Там Володя нашёл свою любовь – дочь художника Наталью Кравченко. Это и сыграло в его судьбе роковую роль.
Потенциальный зять советского маэстро
Алексея Ильича, а главное, его жену Ксению Степановну, такой зять не устраивал. Семья вела богемный образ жизни, месяцами жила то в Италии, то в Франции, и находилась под пристальным вниманием спецслужб. А у Володи было очень сомнительное происхождение: сын активного белоэмигранта, и пасынок самого Колчака.
Наташа была ещё совсем юной и неопытной девушкой. Да и просто – её мать Володю невзлюбила.
Сначала Тимирёв получил анонимное письмо с настоятельным советом прекратить отношения с Натальей Кравченко. Во избежание крупных проблем. А когда Владимир этого совета не послушался – к нему приехал «чёрный воронок».
Анна Тимирёва-Книпер не сомневалась в том, что автором письма с угрозами была Ксения Кравченко.
Сотрудники НКВД при обыске 22 марта 1938 года обнаружили и изъяли у Тимирева старинный кремневый пистолет, шпагу и кинжал. Сам Владимир был арестован, и ему вскоре предъявили обвинение в шпионской деятельности. Следователи припомнили ему и попытку переписываться с отцом-белоэмигрантом, и… участие в научной экспедиции на Каспий в 1935 г.
«Произведённым расследованием установлено, что ТИМИРЁВ Владимир Сергеевич в 1934 году был завербован немецким разведчиком ЛИНК Павлом Фердинандовичем, для к-р шпионской деятельности.
По заданию ЛИНК – Тимирев, будучи участником Океано-Географической экспедиции, собирал и передавал ему сведения о развитии рыбной промышленности, состоянии рыбо-консервных заводов, судоверфей, а также производил зарисовки объектов рыбной промышленности.
Допрошенный в качестве обвиняемого, ТИМИРЁВ В. С. виновным в к-р шпионской деятельности себя признал».
(цитата из обвинительного заключения по следственному делу № 5038 по обвинению ТИМИРЁВА Владимира Сергеевича)
28 мая 1938 г. он был расстрелян.
Анна Васильевна долгие годы не знала о смерти сына, и надеялась, что он живой, где-то в лагерях. Даже от матери скрывали правду. Лишь в 1956 году ей пришёл ответ, что её сын умер в лагере от двухстороннего воспаления лёгких в 1942 году, что дело его признано сфабрикованным, а он сам – реабилитирован. Правда о его расстреле была раскрыта ещё позже.
Такое было страшное время. Достаточно было вздорного доноса – и нет человека.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, почему расстреляли Тимерёва?