Один из самых результативных немецких летчиков попал в плен еще в 1942 году. После исчезновения Бееренброка его сослуживцы решили, что он добровольно перешел на сторону СССР. Мало того, некоторые были уверены в том, что Бееренброк даже сам управлял советскими самолетами. Оказывается, у немцев были веские причины так думать.
Ас люфтваффе.
Франц-Йозеф Бееренброк родился в Вестфалии в 1920 году. О ранней биографии Бееренброка нет фактически никаких данных, но известно, что свою военную карьеру он начал в возрасте 18 лет, когда поступил на службу в зенитную артиллерию. Через несколько месяцев будущего аса перевели в авиацию. По крайней, мере именно такие сведения приводит в своей энциклопедии «"Герои" Люфваффе» Константин Залесский. По словам Залесского, после окончания авиационного училища в Штольпе весной 1941 года Бееренброк был зачислен в 12-ю эскадрилью 51-й истребительной эскадры. С 22 июня того же 1941 года, то есть с первого дня Великой Отечественной войны немецкий летчик участвовал в боях на Восточном фронте. Уже спустя двое суток на счету Франца-Йозефа Бееренброка было 2 сбитых бомбардировщика СБ-2. И это число стремительно увеличивалось. Так, если верить Михаилу Зефирову, автору книги «Асы Люфтваффе», 10 июля 1941 года Бееренброк сбил свой 10-й самолет, а к концу того же месяца – 20-й. К октябрю германский летчик уже мог похвастать полсотней побед, за что и был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Впоследствии Бееренброк удостоился Золотого Германского креста и дубовых листьев к Рыцарскому кресту. И это неудивительно: 100 советских самолетов он уничтожил еще к августу 1942 года. Всего же Бееренброку приписывают не менее 117 побед в воздушных боях.
Немецкий летчик в плену.
Однако удача в конце концов отвернулась от Франца-Йозефа. Это случилось 9 ноября 1942 года. В тот день, как пишет в своей книге «Смоленщина известная и неизвестная», Юрий Иванов, в ходе очередного сражения Бееренброк успел отправить к земле 3 советских самолета. Однако в том же бою Ме-109, на котором летал немецкий ас, был подбит. Бееренброк остался жив, но ему пришлось совершить посадку неподалеку от деревни Ляхово, находившейся в 2 километрах от города Велижа Смоленской области. Понятно, что немецкий военнослужащий был взят в плен советскими войсками. Поэтому в тот момент счет боевых вылетов Бееренброка навсегда остановился на цифре 400. Никто из сослуживцев Бееренброка точно не знал о том, что с ним случилось. Тем не менее большинство из них были уверены в том, что их товарищ перешел на сторону врага. Дело в том, что, как утверждает Михаил Зефиров, немецкие летчики стали замечать, что сразу после исчезновения Франца-Йозефа Бееренброка русские начали использовать те же самые тактические приемы и уловки, которыми прежде пользовались они сами. Мало того, некоторые германские летчики считали, что Бееренброк нередко и сам усаживался за штурвал советского самолета. Несмотря на то, что никаких документальных подтверждений подобным слухам не нашлось до сих пор, у немцев были все основания так думать.