Найти тему

Об уникальном художнике ЛФЗ А.В.Воробьевском,из книги А.К. Лансере 1980 года. Все иллюстрации книжные!

Всех приветствую! Иногда буду делиться интересным материалом из литературы посвященной фарфоровой теме.

Сегодня об уникальном художнике Ленинградского государственного фарфорового завода им.М.В. Ломоносова - А.В.Воробьевском. Вся представленная информация и иллюстрации из книги А.К. Лансере 1980 года.

А.В. Воробьевский. Фотография 1976 г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
А.В. Воробьевский. Фотография 1976 г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

"Художественная ценность искусства Воробьевского уникальна. Уникально его мастерство.

Создания художника в золотом фонде фарфора марки Ленинградского государственного фарфорового завода имени М. В. Ломоносова — значит, в золотом фонде советского декоративного искусстна, завоевавшего международный авторитет.

А.В. Воробьевский. Чашки «Золотые вазочки», «Зимний день» (форма Э. М. Криммера, 1967) и «Весна» (форма Т. С. Линчевской, 1968). Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
А.В. Воробьевский. Чашки «Золотые вазочки», «Зимний день» (форма Э. М. Криммера, 1967) и «Весна» (форма Т. С. Линчевской, 1968). Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Произведения Воробьевского постоянно представительствуют на зарубежных и отечественных художественных выставках. Сервизы, вазы, чашки Воробьевского часто бывают подарками самым уважаемым гостям завода, Ленинграда, Советского правительства. Уникальные произведения мастера активно работают на высокий престиж русского советского декоративного искусства.

А.В. Воробьевский. Сервиз «Веселый ситчик». Форма С. Е. Яковлевой. 1944г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
А.В. Воробьевский. Сервиз «Веселый ситчик». Форма С. Е. Яковлевой. 1944г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

У завода имени М. В. Ломоносова как промышленного предприятия есть задачи экономические и художественные, от решения которых зависит облик массовой продукции завода, идущей к покупателю. Сочетание этих двух основных задач требует дипломатичной и разумной экономической политики: ведь экономика ставит свои условия рентабельности тиражируемого образца, производственной легкости его воспроизведения, а искусство требует, как правило, большой работы. От этого реального противоречия отстраниться трудно.

Флаконы «Желтый цветок» (1937), «Коврик» (4937), «Букет» (1936) Пудреница «Коралловые цветы» (1937). Формы С. Е. Яковлевой. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
Флаконы «Желтый цветок» (1937), «Коврик» (4937), «Букет» (1936) Пудреница «Коралловые цветы» (1937). Формы С. Е. Яковлевой. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Л. Б. Салтыков, крупный исследователь отечественного декоративного искусства, давно настойчиво говорил о противоречиях между задачами искусства и интересами экономики массового выпуска, о разрыве между их художественными уровнями. 

Чашки «Коралловый горошек» и «Разноцветный горошек». Формы последней четверти ХТХ в, 1936г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
Чашки «Коралловый горошек» и «Разноцветный горошек». Формы последней четверти ХТХ в, 1936г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

С тех пор в сущности мало что изменилось. В области искусства, связанного с массовым производством, работают первоклассные мастера. Стремление их к тому, чтобы произведения становились не только экспонатами выставок, но и предметами искусства в домах людей, вполне понятно и законно. Этому делу служит и может служить еще эффективней техника так называемой шелкографии, в тонкостях освоенная на Ленинградском государственном фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова. Она способна очень точно воспроизвести подлинник.

Тарелка декоративная «Шествие весны». 1967г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
Тарелка декоративная «Шествие весны». 1967г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Графика Воробьевского идеально ложится на эту технику, потому что рисунки художника обычно имеют четкий контур, локальный, а не сложный по тоновым отношениям цвет (шелкография не воспроизводит тонкостей живописного мазка). Но композиции Воробьевского всегда многоцветны, то есть сложны, как говорят производственники, «многодельны» в копировании. 

Сервиз «Картинная галерея». Форма Н. П. Славиной. 1974г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
Сервиз «Картинная галерея». Форма Н. П. Славиной. 1974г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Многоцветность рисунка с точки зрения производственной рентабельности, заложенной в план выпуска, — недостаток. Вследствие этого на потоке производства завода лишь бледная тень драгоценного искусства Воробъевского. Цифры выпуска его образцов более чем скромны. Однако современная ситуация спроса, государственное внимание к уровню качества должны благоприятствовать значительно большему копированию образцов замечательного мастера, чьи работы не только высокохудожественны, но и эффектны по товарному виду, как единодушно утверждают специалисты торговли.

Сервиз «Ночной карнавал». Форма В. Л. Семенова. 1968г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
Сервиз «Ночной карнавал». Форма В. Л. Семенова. 1968г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Перспективы обнадеживают, ибо сама жизнь требует нового баланса количества и качества продукции художественно-промышленного предприятия — пересмотра некоторых позиций производственного плана в интересах повышения художественного уровня ассортимента выпуска. Для фарфоровой промышленности, и в частности для завода имени М. В. Ломоносова, это значит открытие более широкой дороги к покупателям того, что создается в мастерских ведущих художников советской фарфоровой промышленности, и того, конечно, что создает с неистощимой фантазией Алексей Викторович Воробьевский.

Графин «Петух». Форма Т. С. Кучкиной. 1944г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
Графин «Петух». Форма Т. С. Кучкиной. 1944г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Неустанная, необходимая мастеру творческая работа идет постоянно и Дает свои новые плоды, Приверженность точной форме декоративного искусства ее не ограничивает, не связывает, а только открывает новые творческие перспективы таланта, вдохновляет на создание композиций, принципиально новых для советского фарфора, близких по структуре художественному мышлению мастеров других видов искусства. 

Сервиз «Лебединое озеро». Форма В. Л. Семенова. 1966г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
Сервиз «Лебединое озеро». Форма В. Л. Семенова. 1966г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Художников разных областей творчества сейчас увлекает задача найти форму изображения того смысла, что стоит за конкретным сюжетом. Найти форму выражения в палитре особых приемов, красок своего жанра. Это говорит о серьезном подходе к проблемам мастерства. Такая тенденция возбуждена, конечно, активным общением с классикой, с долговечными созданиями искусства, но она обрела новые формы, приняв импульсы жизни наших дней. Идея синтеза разных искусств принципиально далеко не нова, однако сейчас она имеет возможность воплощаться с большим количеством ракурсов. Прибавилось искусство кино — оно органически современно. А для мастеров изобразительного и театрального искусства, традиционных форм кино — кладезь новых идей. Оно влияет на творчество всех современных художников. Совершенно очевиден факт склонности наиболее интересных современных художников к использованию условных форм выражения замысла, которые дают возможность вызвать у зрителя или читателя более широкий круг ассоциаций, то есть расширить духовное пространство сочинения. 

Чашка из сервиза «Сказка о царе Салтане». Форма Н. М. Суетина. 1937г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.
Чашка из сервиза «Сказка о царе Салтане». Форма Н. М. Суетина. 1937г. Источник: А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Чрезвычайно чуткий к токам искусства, Воробъевский создает композиции, отражающие направление этих токов. Они волнуют воображение художника и воплощаются в новых по структуре сочинениях."

А.К. Лансере. "АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ВОРОБЬЕВСКИЙ". Ленинград. «Художник РСФСР. 1980г.

Если вам понравилась моя статья - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Если у вас есть фарфоровые изделия соответствующие тематике выкладываемых мною статей, то предлагаю поделиться ими в комментариях. Думаю всем нам будет интересно посмотреть, вместе полюбоваться и раскрыть лучше тему!

#лфз #фарфорссср #антиквариат #лансере #советскийфарфор