Военные действия январь-март 1558 г.
Осенью 1557 г. на Псковщине начало собираться русское войско для похода на Ливонию. А в ноябре в Новгород прибыли воеводы под руководством князя М.В. Глинского и Д.Р. Юрьева с 4 тыс. детей боярских. А еще касимовский хан Шах-Али (Шигалей) со своими людьми, крымский царевич Тохтамыш и астраханский Кайбулла, черкасский князь Маашук и черемисы. Как писал об этом войске летописец:
двунадесят язык
Собравшаяся во Пскове пяти полковая рать включала в себя два стрелецких приказа под командованием Тимофея Тетерина и Григория Кафтырева, а также около 36 единиц легкой артиллерии, в основном гаковниц и фальконетов. Тяжелых осадных орудий у русского войска с собой не было. Численность данной рати по оценке профессора В.В. Пенского составляла 15-18 тыс. с учетом кошевых.
В задачу этого воинства не входила осада и взятие городов, а как писал князь А.М. Курбский, приказ от царя был таков:
не градов и мест добывати, но землю их [ливонцев] воевати
То есть, изначально в планы Ивана IV Грозного не входило завоевание Ливонии, а лишь путем демонстрации военной силы, принудить ливонское руководство к выплате долгов по "юрьевской дани".
22 января 1558 г. царская рать пересекла русско-ливонскую границу и вторглась на земли Дерптского епископства, на которые и пришелся основной удар. Владения Рижского архиепископства и Ливонского ордена были задеты лишь частично.
Рейд русских войск по Ливонской земле длился две или согласно Псковским летописям, три с половиной недели. Городов и замков в соответствии с приказом они не брали, лишь сжигали посады. А вот деревень и мыз (хуторов) было разграблено около 4 тыс.
Что же касается ливонцев, то практически никакого сопротивления они не оказывали, да и не могли этого сделать просто физически. Так гарнизон Дерпта насчитывал несколько сотен воинов, а в городках поменьше, счет их защитников и вовсе шел на десятки. Максимум на что они решались, это совершать вылазки и атаковать мелкие русские или татарские отряды. Да и то, эта тактика далеко не всегда себя оправдывала. Так во время подобных вылазок под Дерптом и Фалькенау (Муков), ливонские отряды столкнулись с превосходящими силами противника и были полностью разгромлены.
В середине февраля 1559 г. царское войско переправившись на Козьем броду через реку Нарву, чуть выше одноименной крепости, вернулось на Русь. Дело было сделано и царь Иван Грозный не сомневался, что вскоре к нему прибудут ливонские послы просить мира, и теперь они будут куда более сговорчивыми и податливыми чем ранее.
И русский государь не ошибся, и 1 марта 1559 г. магистр фон Фюрстенберг отправил письмо Шаху-Али, в котором просил последнего, чтобы он:
царю и государю печаловал, чтобы пожаловал, опасную грамоту дал и велел послом к собе быти и бити челом за свои вины и дань привести
Иван Грозный конечно же дал свое согласие на прибытие ливонского посольства.
Однако на открывшемся 13 марта в городе Вольмар ландтаге, все тот же Фюрстенберг убеждал остальных представителей Ливонской конфедерации продолжить войну с Москвой и отразить ее агрессию. И только тогда, начинать переговоры с царем, находясь на более выгодных позициях. Но депутаты от Риги, Дерпта и Ревеля были настроены менее воинственно. Поэтому под их давлением было принято решение откупиться от Москвы, при этом основательно поторговавшись. А также сошлись на том, что для откупа необходимо выделить 60 тыс. талеров.
Принятию данного решения ландтагом также поспособствовало новое вторжение в ливонские земли русского конного отряда численностью в 600 сабель, под командованием князя Г. И. Темкина-Ростовского. Который 19 марта пересек ливонскую границу и на протяжении четырех дней разорял орденские и архиепископские владения.
Нарвский инцидент.
Однако же пока ливонские депутаты заседали на ландтаге, произошли события, которые резко изменили ситуацию и планы Ивана Грозного относительно Ливонии.
Еще в XIII в. датчанами, владевшими северной части Ливонии, так называемой Датской Эстляндией, на пограничной реке Нарве была заложена одноименная крепость. Она не только являлась пограничным форпостом с Новгородской землей, а позже с Русским государством и позволяла контролировать водный путь по реке. Но и прикрывала дороги на Ревель и Дерпт. В 1346 г. все датские владения в Ливонии, включая и крепость Нарву, были проданы Ливонскому ордену.
В свою очередь, с русской стороны в 1536 г. напротив Нарвы, на другом берегу реки была заложена крепость Ивангород. А в 1557 г. в устье реки были построены корабельные пристани. Что конечно же серьезно обострило отношения с нарвитянами.
Во время рейда русских войск в Ливонию в январе-феврале 1558 г., окольничий князь Д.С. Шестунов, охранявший строительство пристаней на реке Нарве, получил от царя приказ совершить вместе с охочими людьми набег на земли расположенные севернее Чудского озера и являвшиеся орденскими владениями. Князь царский приказ успешно выполнил.
На эти действия фогт Нарвы Э. фон Шнелленберг тут же ответил приказом обстрелять из имеющейся в крепости артиллерии ивангородский посад. А также запросил помощи в Ревеле, откуда ему были присланы еще пушки, порох и свинец в сопровождении 60 аркебузиров под командованием гауптмана Вольфа Вигеля фон Штрассбурга.
Все эти события происходили на фоне переговоров о перемирии и поэтому находившиеся в Ивангороде воеводы князь Г.А. Куракин, И.А. Бутурлин и П.П. Заболоцкий, не желая брать на себя ответственность за их срыв, отправили гонца в Москву к царю за советом.
На что Иван Грозный направил в Ивангород эксперта по артиллерии дьяка Шестака Воронина с приказом отвечать на обстрелы неприятеля из всех имеющихся в крепости артиллерийских орудий.
Вскоре под руководством Воронина ивангородцы возведя три шанца (земляных укрепления) и установив там орудия, начали массированный обстрел Нарвы. Артиллерийский огонь ведшийся под руководством опытного эксперта был настолько удачен, что уже 17 марта нарвские власти запросили у русских воевод перемирие на две недели и те согласились.
Но буквально через пару дней оно было нарушено, теперь уже и не разобрать кем. Ивангородские воеводы снова отправили извещение об этом царю в Москву:
через опасную грамоту стреляют и роздор делают, а сами сроку упросили на две недели, а всю две недели из наряду стреляют и людей убивают
Терпение Ивана Грозного лопнуло и он снова отдал приказ бить по Ругодиву (Нарве) из всех стволов. 1 апреля 1558 г. ивангородцы опять возобновили артиллерийский обстрел неприятельской крепости. Они блокировали Нарву со стороны моря, а также постоянно совершали набеги на ее окрестности, грабя и сжигая все вокруг.
В городе стала ощущаться нехватка продовольствия, пополнить которое было неоткуда. А помощи от магистра фон Фюрстенберг ждать не приходилось. Поэтому 9 апреля нарвские посадники направились к ивангородским воеводам:
Великую субботу выехали к ним [ивангородским воеводам] ругодивские [нарвские] посадники и били челом воеводам, чтоб им государь милость показал, вины им отдал и взял в свое имя», а «за князьца [Шнелленберга] оне не стоят, воровал к своей голове, а от маистра они и ото всей земли Ливоньской отстали
В Москву было отправлено посольство во главе с нарвским бургомистром И. Крумгаузеном, целью которого было просить царя принять нарвитян в русское подданство.
Узнав об этом, царь Иван в свою очередь отправил к Ивангороду воевод А.Д. Басманова и Д.Ф. Адашева с воинским отрядом численностью 2-2.5 тыс. и приказом:
быти в Ругодивех, а солжут [нарвцы], и им [воеводам] велел делом своим и земским промышляти, сколько милосердый Бог поможет
То есть данные воеводы должны были проконтролировать чтобы переход Нарвы в русское подданство произошел без всяких эксцессов.
Но без эксцессов все же не обошлось и к тому времени, когда Басманов с Адашевым прибыли в Ивангород, в Нарве уже ситуация кардинально изменилась. Дело в том, что комтуры Феллина Готхард Кеттлер и Ревеля Франц фон Зигенхофен, собрали войско численностью 800 человек и 20 апреля прибыли под Нарву, став лагерем в четырех милях от нее. Поэтому нарвские ратманы резко передумали переходить в русское подданство.
На что воеводы недолго думая, переправили часть своего войска на левый берег реки Нарвы и взяли город в полную блокаду. 27 апреля в Ревель прибыл гонец с посланием от нарвских ратманов, которые сообщали, что в городе начинается город.
В ночь на 1 мая Кеттлер с Зигенхофеном под покровом темноты отправили в город обоз в сопровождении отряда кнехтов и 50 всадников. Но этот отряд был обнаружен русской сторожей и атакован превосходящими силами царского войска. В ходе скоротечного боя часть ливонского отряда все же сумела прорваться в осажденный город, потеряв около 40 чел. убитыми и пленными, а вот обоз достался русским войскам в качестве трофея.
А наутро произошла стычка между конными отрядами русских и ливонцев, последние снова потерпели поражение.
Тем временем обстрел Ивангорода из Нарвы возобновился и ивангородцы тоже не остались в накладе, завязалась артиллерийская дуэль, преимущество в которой находилось на русской стороне. 11 мая 1558 г. в Нарве сразу в нескольких местах начались сильные пожары, после чего, русские еще больше усилили обстрел, а затем, переправившись через реку, пошли на штурм города.
Защитники Нарвы затворились в замке, однако выдержать долгую осаду они не могли, так как продовольствия у них оставалось на несколько дней, а пороха и свинца, в лучшем случае на пол часа интенсивной стрельбы. Поэтому посовещавшись, они приняли решение капитулировать.
Вечером 11 мая 1558 г. на переговоры к русским воеводам был отправлен бюргер Бартольд Вестерманн, который и обговорил условия капитуляции.
В то же время, Кеттлер, заметив утром 11 мая вспыхнувшие в городе пожары, решил идти на помощь нарвцам. Но его войско, кроме небольшого авангарда, отказалось покидать укрепленный лагерь и все попытки командующего уговорить своих воинов идти в наступление, успехом не увенчались. А вечером вернувшийся авангард сообщил о встреченном ими неподалеку от города посланника от бургомистра Нарвы, который рассказал что пожар в городе потушен и обстановка спокойная.
А 12 мая 1558 г. русские войска полностью заняли капитулировавшую Нарву и воеводы А.Д. Басманов и Д.Ф. Адашев отправили в Москву гонца к царю с радостной вестью.
Иван Грозный, получив сообщение о взятии Нарвы, отказался от дальнейших переговоров с ливонскими послами и отправил их домой. Взятие такой мощной крепости как Нарва относительно небольшими силами, кардинально изменили планы царя. Теперь Иван Васильевич не довольствовался просто выплатой дани, понимая что он может получить гораздо больше, завоевав Ливонию.
Продолжение следует...
Читайте также:
Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!! Если вам понравилась публикация, ставьте лайк!!!👍
#история #история россии #ливонская война #ливонский орден #нарва #ливонская конфедерация #иван грозный #исторический журнал #