Недавно в Красноярске вновь объявили о планах постройки метро к 2026 году. В этот раз проект заменили на подземный скоростной трамвай, что вроде бы рационально, но есть в проекте одна ОГРОМНАЯ глупость, которая сделает проект намного более бесполезным, чем он мог бы быть.
Вообще, я уже много раз писал и говорил о том, что сам по себе проект метро для нашего города бессмысленен с транспортной точки зрения. Рассказывал о том, сколько всего полезного, в том числе в транспортной сфере, можно сделать для города за деньги, необходимые для строительства одной ветки метро из 6 станций, которая даст эффект сопоставимый с одним обособленным маршрутом автобуса.
Мне кажется, мои материалы таки сумели вразумить многих людей. Но спасти город от дальнейшей потери времени и денег, которые могли бы идти на реальное развитие транспортной системы, нам не удалось.
Убей в себе провинциала!
В действительности, корень проблемы Красноярского метро даже не в высокой стоимости проекта и, соответственно, коррупционных интересах.
Проблема в том, что это "Карго культ" и не более.
К сожалению, несмотря на то что Красноярск достаточно крупный город, у нас все еще есть огромное число людей с провинциальным сознанием. И они тянут нас назад, даже не осознавая этого. Как часто вы читали комментарии по типу: "Это позор что в миллионном городе нет метро!"?
Интересно, знают ли жители Мельбурна, второго города в Австралии с 5-миллионным населением, что они должны испытывать позор за свой город, ведь у них нет метро, а только лоховская крупнейшая трамвайная сеть мира?
Задайтесь вопросом: Строят ли успешные, уверенные в себе города крупные проекты не потому что в их конкретной ситуации это является наиболее обдуманным и рациональным решением, а лишь от того, что они видели такое у более успешных, и пытаются избавится от комплекса неполноценности, не задумываясь о рациональности и эффективности решения? Не думаю.
Красноярск словно школьник, увидевший что брутальный харизматичный персонаж фильма курит, и начинает курить уже самостоятельно, не осознавая как это выглядит со стороны и к чему это приведет в итоге. Мы должны выжигать такое провинциальное мышление каленым железом, если мы, как город, вообще на что то хотим претендовать. И зачастую, это относится не только к простым жителям, но и к так называемым урбанистам.
Все же, справедливости ради надо сказать, что существует ровно одна транспортная задача, которую решает метро и не решают наземные виды транспорта - пересадка на ЖД вокзале. Проблема Красноярского вокзала в том, что он расположен в тупике. То есть, для того чтобы сделать пересадку с городского транспорта на ЖД вокзал, необходимо специально пускать транспорт на вокзал и сделать пересадку "по пути" не получится.
Метро же, проходя под землей, решает эту проблему и таким образом, существенно увеличивает актуальность городской электрички. Впрочем, преимущества на этом заканчиваются.
Нынешний проект метро
Для начала, нужно сказать, что решение перейти от полноразмерного метро к частично подземному скоростному трамваю - крайне здравое. В Красноярске никогда не будет, по крайней мере в ближайшие 50-100 лет, пассажиропотока для загрузки полноценной ветки метро с огромными поездами. То есть, помимо огромной стоимости строительства проекта, во время эксплуатации он бы не окупался и стабильно вытягивал из городского бюджета деньги на поддержание штанов. Скоростной трамвай же, хотя бы в теории, по мере развития других линий магистрального транспорта и пересадок на них, может стать прибыльным. К тому же, меньшая глубина заложения уменьшает время спуска на станцию и подъема с нее, что при небольшой длине ветки очень сильно влияет на ее конкурентоспособность, а также упрощает пересадки.
Но перейдем от предисловия к разбору проблем проекта. Во первых, крайне важная вещь, на которую почему-то никто не обращает внимания:
Существующие тоннели и другая инфраструктура метро будут полностью ликвидированы.
То есть, все те миллиарды, что город тратил на строительства метро последние 30 лет оказались буквально закопаны в землю, в то время как наши конкуренты в России и по всему миру вкладывали эти деньги в реальное развитие и сейчас уже собирают дивиденды. Это колоссальное преступление против будущего города и никто за это не ответит. Более того, об этом даже никто не говорит!
Подумайте еще вот о чем: насколько нерациональным и идиотским был изначальный проект, что оказалось дешевле построить все с нуля, нежели достраивать готовую на треть ветку?
Также, не совсем понятно, если мы уже не достраиваем существующий проект метро, а строим с нуля, почему мы вообще строим метро? Я имею ввиду, почему не рассмотреть другие варианты решения транспортной проблемы? Почему не начать с более дешевых и реалистичных проектов вроде того же трамвая в Солнечный, что оценивается в 9 раз дешевле, но будет иметь сопоставимый транспортный эффект. Почему сначала не модернизировать трамвай на правом берегу, не соединить конечные трамвая на КрасТЭЦ и в Черемушках, сделав тем самым удобную пересадку на электричку и автовокзал Восточный? Почему не пустить трамвай через Пашенный в Тихие Зори? И уже после того как будет построен какой-то каркас системы, дабы актуализировать уже существующие линии, сделать их актуальными для бОльшего числа пассажиров и увеличить возможное количество маршрутов, построить метро?
Просто в ином случае мы рискуем опять остаться у разбитого корыта. Да, нам сейчас федерация действительно обещает помочь с финансированием, но кто либо из вас готов поставить на то, что наша политическая система вообще сохранится в неизменном виде до 2026? Лично я точно нет. Звучит как крайне рискованная ставка.
Но давайте оставим в стороне все эти аспекты и посмотрим на то что предлагается.
В этот раз метро решили пустить в советский район через Шахтеров, а не Стрелку и Автовокзал как это было раньше. В принципе, это имеет некоторый смысл учитывая что эта территория может потенциально уйти под застройку в ближайшие годы, что кстати, будет крайне полезно для целостности городской среды:
Но вот в направлении октябрьского района есть идиотская и абсолютно искусственная проблема, которая просто уничтожит эффективность метро и создаст большие проблемы при дальнейшем развитии транспортной системы.
Давайте посмотрим на западную часть маршрута. Всего первый этап строительства предусматривает 2 станции: Высотная и ул. Копылова.
И если станция Высотная будет работать не только для жителей прилегающих домов, но и с условием пересадки на автобус, жителей Ветлужанки, Северо-западного и даже Мясокомбината, то станция ул.Копылова будет актуальна только для жителей прилегающих домов, а для всего района, одного из наиболее густонаселенного в городе, между прочим, метро будет бесполезным. Ведь здесь возникает та же проблема, что есть сейчас у ЖД вокзала. здесь невозможно сделать нормальную пересадку.
Нет, конечно можно оставить все те маршруты автобуса что есть сейчас, тогда действительно у станции будет останавливаться огромное их количество, но тогда просто напрочь убивается весь смысл метро, ведь существующие маршруты по большей части дублируют проект метро в этой части города. Если же мы отказываемся от дублирования, пересадка становится неудобной. Как, например добраться до метро тем, кто едет в СФУ или в район Торгового Квартала, где сосредоточено огромное количество экономической деятельности? Тут либо дублирование, либо идти пешком 15-20 минут, либо проще просто на автобусе через Свободный доехать, игнорируя метро. А между прочим, по направлению к СФУ сейчас в добавок строится большой ЖК и его надо как то вывозить.
Также, по пути следования метро есть большой уже существующий район, про который все как бы забыли.
А ведь все решается добавлением станции в районе пересечения с проспектом Свободным. и добавлением магистрального маршрута автобуса по Свободному. И все.
И казалось бы, все просто. Всего лишь одна станция способна кардинально увеличить эффективность метро. Почему нельзя было все продумать, все таки миллиард рублей потратили на разработку проекта.
Тут вы, конечно, можете возразить: Ведь постройка дополнительной подземной станции это дорого, а проект пытались по возможности удешевить.
Но я отвечу: А зачем строить подземную станцию? Ничего не мешает построить этот участок над землей. Давайте разберемся.
Во-первых, обратите внимание на то, что на участке от ст. Высотная до пересечения со Свободным. метро полностью дублирует улицу Высотную. Более того, глубина заложения на этом участке планируется небольшая.
То есть вообще ничего не мешает сделать участок до Свободного наземным, сделать дешевую наземную станцию "Проспект Свободный" и уже после нее, увести метро под землю. При чем, даже не понадобится отбирать для этого у автомобилей полосы, ведь здесь уже есть выделенки.
Это простое решение сделало бы проект Красноярского метро удобнее, осмысленнее, эффективнее и, возможно, даже дешевле. Но власти явно думают не об удобстве пассажиров и развитии транспортной системы в Красноярске. И это Главная глупость Красноярского метро.
Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен, Инстаграм и Телеграм канал. Будем и дальше говорить о проблемах края и его городов, а также о нашей истории.