Найти тему

Стучите и Вам откроют. Часть 3. Как добиться желаемого от государственных органов

Многие на госслужбе забывают, что зарплату им платят из налогов граждан. Только так можно объяснить обилие безразлично рассмотренных обращений . В народе даже появилось устойчивое выражение «получил отписку».

Здравствуйте! Ранее мы уже рассмотрели вопросы о том, как и куда написать жалобу (ссылки на статьи в конце статьи), пора разобраться, как получить желаемое от государственного аппарата.

Конечно, нельзя сказать, что все обращения рассматриваются ненадлежащим образом. Если вопрос гражданина является рядовым или проблема настолько серьёзная, что несёт реальную угрозу жизни и здоровью, уничтожению имущества и т.д. то, скорее всего, уполномоченные органы сразу включатся в работу. Но бывает и по-другому, вопрос сложный, многогранный и никому не хочется разбираться в ваших проблемах. В результате в ответе на обращение много текста и нет конкретных действий – вот это и называется «отписка».

Такое бездействие государственных служащих можно и нужно обжаловать. Существует 2 способа обжалования: административный и судебный. Первый проще по сути, но дольше по времени. Второй сложнее, но результат может быть быстрее (а может и не быть).

Так выгладит человек, когда сталкивается с государственным аппаратом. Но получить желаемое можно.
Так выгладит человек, когда сталкивается с государственным аппаратом. Но получить желаемое можно.

Административное обжалование

Любой ответ (бездействие) чиновника можно обжаловать вышестоящему руководителю. Также можно обжаловать ответ (бездействие) в прокуратуру.

Например, вы обращались в Роспотребнадзор, вам ответили из районного отделения, что «всё хорошо», но вы знаете, что «нет ничего хорошего». Вы можете обжаловать ответ в Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ и в районную прокуратуру.

Обжалование бездействия выгладит точно так же как простая жалоба. Всё так же: указываете кому и от кого, в свободной форме описываете, чем недовольны, подписываете и отправляете.

Важным является сами формулировки. Вы не просто пишите о том, что у вас случилось, но и добавляете, что вы уже обращались в госорганы с этой проблемой. Однако, несмотря на обращение, ситуация не изменилась, требуемые меры чиновники не приняли. Прикладываете ответ, который вы получили по итогам рассмотрения первой жалобы.

Таких жалоб на ответы и бездействия может быть достаточно много, каждый раз вы будете «подниматься на уровень выше» и на вашу проблему будут смотреть все пристальнее.

О том, кому можно обжаловать ответ (бездействие), должно быть написано в конце самого ответа. Рассмотрим на примере обжалования бездействия прокуратуры, т.к. работу этого госоргана мы знаем лучше всего и как ранее говорили это универсальный орган для жалоб по любому поводу.

  1. Обращаемся в прокуратуру района. Отписку подписывает районный прокурор.
  2. Обжалуем бездействие районной прокуратуры в прокуратуру области. В проблеме вновь не разобрались, ответ будет давать начальник какого-либо управления или заместитель прокурора субъекта.
  3. Обжалуем бездействие районной прокуратуры и сотрудников прокуратуры области, вновь в прокуратуру области. На этот раз ответ будет подписывать сам прокурор области.
  4. Обжалуем бездействие районной прокуратуры и сотрудников прокуратуры области в Генеральную прокуратуру РФ. Ответ будет давать начальник какого-либо управления.
  5. Следующее обжалование вновь в Генеральную прокуратуру РФ с целью получения ответа от заместителя Генерального прокурора РФ.
  6. Последней инстанцией в данной цепочке будет также Генеральная прокуратура РФ и ответ будет подписывать Генеральный прокурор страны.

Большинство вопросов, которые действительно можно решить с помощью жалобы, по нашему опыту, решаются на первых 3 шагах. Всем становится ясна серьёзность намерений заявителя по отстаиванию своих прав, и ни один госслужащий не захочет «попасть под раздачу» при следующем обжаловании ответа.

Небольшой совет. После получения двух ответов, которые можно назвать отпиской, т.е. никто не принимает ни каких мер, можно смело подключать тяжёлую артиллерию. Например, обратиться к депутатам Государственной думы или Совета Федерации. В обращении указать, что постоянные попытки обращений в государственные органы не приносят никакого результата и приложить первые жалобы и ответы на них. Народные избранники, а точнее их помощники, часто адекватно реагируют на такие обращения, отправляя депутатские запросы, которые стимулируют госслужащих на местах быстрее решать проблемы граждан.

Ещё одним надёжным способом достучаться до власть имущих является личный приём руководителей государственных органов от уровня субъекта РФ и выше. Попасть на него прямо скажем непросто. Но результаты того стоят.

В наше время новости о том, что после личного приёма Краснова И.В. (Генеральный прокурор РФ), Бастрыкина А.И. (председатель СК РФ) и других высокопоставленных чиновников все вопросы чудесным образом разрешаются, стали уже обыденностью. Но аппараты соответствующих первых лиц все так же продолжают выстаивать для них образ супергероев.

На самом деле этим грешат все госслужащие более или менее высокого уровня. И это на пользу заявителям. Имея на руках при общении с условным генералом откровенные отписки его подчинённых, вы можете дать госслужащему повод для легкой пиар акции, и заодно решить свои проблемы.

Информация о личных приёмах руководителей государственных органов всегда публикуется на сайтах соответствующих органов и публикуется в местных СМИ.

Судебное обжалование

Обжалование бездействия чиновников в судебном порядке происходит по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ.

Для того, чтобы инициировать обжалования необходимо подать административный иск по месту нахождения государственного органа. Требования к иску в административном и гражданском судопроизводстве примерно одинаковые. Необходимо указывать наименование суда, данные административного истца и административного ответчика (государственный орган, чьё бездействие обжалуется), какие именно права административного истца нарушены и в чём выразилось бездействие, требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа или содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования, прилагаемы документы и т.д.

Исковое заявление — это необычная жалоба. При его написании следует чётко формулировать фактические обстоятельства, исключая эмоциональную составляющую. Указывать конкретные моменты, которые не исполнены госслужащими при рассмотрении жалобы. Что именно они не сделали, хотя могли и должны были это сделать. Также следует указывать ссылки на правовые нормы, на которых вы основываете свои требования.

Кроме того, к судебному заседанию необходимо готовиться. Составлять вопросы оппоненту, перечень своих доводов и их подтверждение.

Хотя при обжаловании бездействия государственных органов именно они должны доказывать, что все сделали правильно, судье никто не запрещает в ходе процесса задать гражданину вопрос «почему вы так считаете?» и на него придётся отвечать.

Судебное разбирательство в том числе и судебное обжалование бездействий государственных органов подчинено своим правилам и законам, которые написаны в процессуальных кодексах. Стоит изучить эти правила перед подачей исковых заявлений, благо информации в открытом доступе предостаточно. А если нет времени или желания разбираться всегда можно обратиться к юристам за помощью.

Если судебный процесс пройдёт удачно, суд признает бездействие государственного органа или должностного лица незаконным и обяжет его устранить недостатки.

Мы в своей практике видели, как простая жалоба позволяла гражданам восстановиться на работе, получить заработную плату в установленном размере, провести ремонт в муниципальной квартире, убрать двор от мусора, возобновить электроснабжение в квартире, несмотря на огромные долги и т.д. Расскажите в комментариях, чего вам удалось добиться с помощью обращения в государственные органы ?

Призываем подписываться на наш канал, ставить лайки и оставлять комментарии! Это нужно, чтобы с помощью алгоритмов ДЗЕНа доносить наши светлые мысли до большего числа людей.

Добавляйте юристов себе в друзья в VK Арслан Анатольевич и Сергей Сергеевич.

Также мы ведём телеграмм канал, там рассказываем о наших буднях.

Рекомендуем прочитать:

Стучите и Вам откроют. Часть 1. Как правильно написать жалобу в госорганы

Стучите и Вам откроют. Часть 2. Куда жаловаться - Президенту