17 апреля 1943 года в районе города Таганрога случилась трагедия, которой вполне можно было избежать. И нужно было избегать. Но получилось так, как получилось. У нас в стране так часто, к сожалению, бывает.
Вначале небольшая предыстория.
3-й истребительный авиакорпус
Его начали формировать в декабре 1942 года для установления господства в воздухе на отдельных (ключевых) участках фронта. Вместе собрали около 200 самолетов-истребителей: Як-9 и Як-1Б. Мощь! Но были проблемы с летчиками. Все опытные бойцы небесных полей сражений были задействованы в других подразделениях. Нельзя было просто взять и согнать в авиакорпус людей так же, как и самолеты.
Пришлось набирать выпускников училищ, которые проходили обучение по упрощенной краткосрочной программе. Старшие сержанты – молодые парни, только отучившись, тут же садились за штурвалы. Их планировалось в 1943 году бросать в бой.
Война… Такое дело… Иного варианта не было.
Впрочем, молодые старшие сержанты не были виновниками той трагедии, о которой речь пойдет далее в статье.
Авиакорпус планировалось использовать под Воронежем. Но гитлеровцы внесли свои коррективы в советские планы. Дело в том, что немцы отступили под натиском наших с Кавказа. Успех! Однако гитлеровская 17-я армия сохранила плацдарм на Таманском полуострове. И тут немцы решили держаться до последнего. Тем более что позиции были очень удачными. Имелось снабжение. Через Керченский пролив шли корабли со всеми необходимыми грузами. Снабжение осуществлялось и самолетами, которые взлетали с аэродромов Крыма и той же Тамани.
В регионе действовал немецкий 1-й авиакорпус.
Советское командование, оценив обстановку, пришло к выводу, что выбивать гитлеровцев с Таманского полуострова необходимо, используя 3-й истребительный авиакорпус.
Советские самолеты планировали перебросить под Ростов-на-Дону.
Но возникла проблема:
у летчиков-истребителей не было времени изучать маршруты. Командиры пришли к простому и в целом правильному с учетом ситуации решению. А именно: истребителей должны были вести бомбардировщики Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса.
И всё должно было получиться. Тем более что из бомбардировочного авиакорпуса должны были выделить лучших штурманов.
На деле выделили тех, кто особо на других участках не был нужен. Не очень приятно это писать, но дали то, что никому не нужно. Печально. Но вот так вот получилось.
Что это были за штурманы? Либо те люди, которые в боях себя никак не проявили, либо же вчерашние курсанты.
Они ориентировались на территории Ростовской области так же, как и истребители. Никак.
Трагедия
17 апреля всё началось. И тогда же закончилось:
1. Три истребителя оказались в Чертково вместо Ростова. Не дотянули до аэродрома в Миллерово.
2. Одна эскадрилья оказалась в знаменитой станице Вешенской. Если кто плохо ориентируется в географии, как плохо это делали и штурманы советских бомбардировщиков, Вешенская – это совсем в другой стороне.
3. Одна группа истребителей все же добралась до Ростова, но только потому, что не стала ориентироваться на ведущий их Пе-2. Бомбардировщики завели истребителей на территорию, занятую немцами.
Но это всё цветочки. Некоторые машины были повреждены. Потерь среди личного состава не было.
Пострадала эскадрилья капитана Егорова. Там без потерь, к сожалению, не обошлось. Вот что произошло:
1. Экипаж «пешки» завёл истребителей в Таганрог, занятый немцами. Опытные летчики в один голос говорят, что этот город с воздуха кардинально отличается от Ростова. Перепутать нельзя. Но Пе-2 повел наших истребителей на аэродром в Таганроге, где в это время не было немецких самолетов, зато несли службу гитлеровские зенитчики.
2. Капитан Егоров, выбравшись из своего самолета, стал вести огонь по немцам из пистолета. Увы, силы были не равны.
3. Старший лейтенант Единархов не смог выбраться из самолета, который немцы подожгли.
4. Старший лейтенант Горбачев был взят в плен. Этот человек смалодушничал и стал служить военному преступнику Гитлеру и еще одному предателю – генералу Власову.
5. Сержант Добытеев попал в плен. Был в 1945 году освобожден из концлагеря.
В воздухе были подбиты и не вернулись домой старшие сержанты Богатырев и Грабельников, лейтенант Кондратихин.
В руки немцев попал еще и новейший Як-1Б. С заданием уничтожить его направили четыре «Аэрокобры» под командованием Покрышкина. Но боевую машину разыскать не удалось.
Штурмана, который вел истребители, отправили под трибунал.
Нужно отметить, что немцы признали в Егорове и Единархове героев, с почестями похоронили бойцов. Останки летчиков до сих пор покоятся в Таганроге.