Словосочетание «высшая мера» часто используется в смыслах «расстрел», «казнь» и так далее.
То есть сформировался такой стереотип: если высшая мера, значит, преступника лишают жизни. Это и логично, с одной стороны. А какая мера может быть еще выше? Если только Божий суд. В нашем свободном обществе допустимы разные взгляды. Свобода вероисповедания закреплена Конституцией Российской Федерации. Это я к тому, что и атеистов тоже хватает. Следовательно, не все верят в суд Божий. Значит, высшая мера - казнь, на которую у нас введен мораторий. Временно. Или постоянно. Это уже другой вопрос.
Если внимательно изучить законодательство СССР, то можно прийти к выводу, что стереотип о высшей мере - он неверный. Потому что в Конституции в советское время про это было написано немного другое. Что именно – с этим разберемся в статье.
Высшая мера социальной защиты
Когда в 1922 году принимали Конституцию и УК РСФСР, то перед законодателем возникла непростая задача. Точнее, несколько задач, которые простому крестьянину или рабочему были невдомек. Но государство – это в значительной степени идеология. И необходимо было всё разложить по полочкам, чтобы умные люди со стороны не предъявили неприятных, но вполне обоснованных претензий.
Закончилась Гражданская война – страшная, беспощадная, некрасивая, но необходимая и неизбежная. Молодое советское государство переходило к мирной жизни, в которой не должно было найтись место зверствам и ужасам. Ленин с товарищами вел СССР к коммунизму, где каждый был бы другому братом, другом и так далее. Мечталось, что в обществе не будет конфликтов, преступлений, осужденных и палачей.
В это концепцию никак не вписывались казни. Во-первых, жестоко. Во-вторых, если бы большевики смогли построить коммунизм, то и казнить бы было некого за неимением преступников.
Но на переходном этапе все же имели место преступления. Были преступники. И зачастую защищаться от них нужно было исключительными методами.
Кстати, казнь в 1922 году рассматривалась именно как исключительная уголовная мера. Эта формулировка более подходила для концепции молодого СССР. Большевики хотели подчеркнуть, что лишение жизни преступника допустимо, но только в исключительных случаях. Например, если человек (нелюдь) лишил жизней несколько ни в чем неповинных граждан, то тут стоит задуматься об исключительной мере. А что с ним еще делать – с этим преступником?!
А словосочетание «высшая мера» обязательно дополнялось словами: «социальной защиты». То есть большевики хотели подчеркнуть, что они готовы в исключительных случаях казнить преступников не потому, что СССР – это такое кровожадное государство, а потому, что должна быть высшая мера социальной защиты. У граждан страны должно быть право на применение такой меры.
Но, повторю, планировалось, что в будущем казни совершать не станут.
И еще на одну вещь хочу обратить внимание:
«исключительная мера» - это наказание преступника. Хотя до сих пор спорят: «А лишение жизни – это наказание? Ведь мы не знаем, что там дальше. Может, отправляя преступника в мир иной, государство делает ему лучше?»
«Высшая мера социальной защиты» - это не наказание. Это, собственно, мера защиты общества от преступника. Лицо, совершившее преступление, абсолютно надежно изолировали от советских граждан.
Изменения в законодательства
В 1926 году смертная казнь все же стала уголовным наказанием. В 30-х в УК увеличилось число статей, где казнь была среди наказаний. В 30-х ввели правило о том, что в исключительных случаях можно казнить и несовершеннолетних. Как минимум единожды государство пользовалось этой нормой – в 1940-м.
При Никите Сергеевиче Хрущеве казнь стала довольно привычным уголовным наказанием. И уже о «высшей мере социальной защиты» почти никто не вспоминал.
Философия
И все же, я считаю, вопрос остается открытым: казнь – это наказание. Представляется, что нет. Во-первых, как я отмечала, мы не знаем, что происходит после неё. Во-вторых, государство, ликвидируя преступника, теряет над ним контроль.
Другое дело, когда человек сидит в тюрьме под охраной людей, работающих на государство. Преступника можно ограничивать в ряде вещей, дополнительно наказывать, например, карцером. И так далее.
А лишение его жизни – это вещь, которая больше психологически воздействует на общество, чем на того, кому терять уже нечего.