Создавая интернет магазин, необходимо понимать, какие сведения и документы должны присутствовать на вашем сайте, чтобы избежать конфликтов с клиентами и штрафов со стороны государства.
Сведения о продавце
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 «О дистанционных продажах» юридические лица должны указывать свое полное наименование, ОГРН, адрес, электронную почту и номер телефона. Также можно указать реквизиты для оплаты заказов (или предоставить их покупателю в момент продажи товара). Индивидуальный предприниматель должен указывать фамилию, имя, отчество, ОГРН, электронную почту и (или) номер телефона. Эти данные нужны потребителю для защиты своих прав.
Данная информация должна располагаться в легкодоступном месте, что каждый клиент мог ее быстро найти (Например, в подвале сайта).
Если же документ отсутствует, компании могут выписать штраф до 40 тыс. руб.
Соглашение на обработку персональных данных
На этот документ стоит обратить особое внимание, поскольку это один из главных документов на сайте. Благодаря этому соглашению пользователь доверяет владельцу сайта свои личные данные, а, соответственно, и ответственность за их неразглашение.
Согласно Федеральному закону «О персональных данных». пользоваться личной информацией клиентов без их согласия нельзя.
Политика конфиденциальности
Получив доступ к личным данным, владелец сайта должен, но не обязан объяснить клиенту, на каких условиях он будет пользоваться его персональными сведениями.
Политика конфиденциальности нужна с целью рассказать клиенту интернет-магазина о необходимости предоставления персональных данных и убедить его в безопасности и сохранности личной информации.
Закон не обязывает иметь на сайте этот документ. Но для большей открытости большинство сайтов предпочитают публиковать такую информацию.
Пользовательское соглашение
Это документ, в котором прописаны основные правила пользования интернет-магазином. Иными словами, это договор между пользователями сайта и его владельцем. Если правильно составить пользовательское соглашение, прописав все нюансы и обезопасив не только себя, но и клиента, можно сформировать более открытый и дружественный образ компании, готовой к честному диалогу.
Соглашение позволит в законодательном порядке разрешить все вопросы и споры, возникающие в процессе взаимодействия с клиентом.
Закон не обязывает на всех интернет-магазинах размещать этот документ, это требуется больше для юридической защиты самого владельца и его контента (фотографий).
Публичная оферта
Публичная оферта — это предложение владельца сайта о заключении сделки или договора. То есть, приобретая любой товар на сайте, пользователь одновременно соглашается с условиями, на которых эти товар ему предоставляются. Размещается на сайте, чтобы объяснить клиенту, на каких условиях вы будете сотрудничать.
С юридической точки зрения, публиковать этот документ на сайте не требуется, но всем интернет-магазинам он необходим. Оферта избавит владельца сайта и клиента от бумажной волокиты – обоим сторонам не придётся подписывать договор на бумаге, обмениваться копиями и т.д.
Оплата и доставка товара
Порядок и способы оплаты и доставки товара считаются частью оферты, то есть их указание является обязательным для продавца еще до заключения договора с покупателем.
Доставка товара при онлайн продаже является одним из важных условий договора, поэтому необходимо указать ее стоимость (либо дать возможность рассчитать стоимость самостоятельно до заключения договора), сроки и порядок доставки.
Возврат товара
Онлайн торговля предполагает более простой порядок отказа от покупки в отличии от продажи офлайн. Покупатель имеет право отказаться от покупки в любое время до ее получения и еще 7 дней после без объяснения причин. При этом порядок и сроки возврата должны быть размещены на сайте и известны покупателю еще до покупки, а при получении товара — письменно продублированы при его передаче. Если не указать эти сведения, срок отказа от договора увеличивается до трех месяцев.
Уведомление об использовании куки
Куки — небольшие текстовые файлы со служебной информацией от сайтов, которые посещал пользователь. Например, местоположение и дата/время посещения сайта.
Владельцы ресурсов собирают данные для статистики и анализа, чтобы сделать сайт удобнее и функциональнее, но, если пользователь докажет в суде, что данные обрабатывались без разрешения, владельцу придется выплатить штраф.
Звучит сложно, но на деле чаще всего эти документы может составить разработчик сайта. Если же у вас планируется крупный интернет-магазин со своими особенностями, за разработкой этих документов лучше обратиться к юристам.
При создании сайта я всегда учитываю необходимость размещения документов на сайт и готова оказать помощь в их составлении.
Еремина Анна – специалист по разработке интернет-магазинов