Привет, народ! Любите читать книги? А разглядывать картинки? А обложки к книгам?
Книжные обложки это неисчерпаемый источник обсуждений и споров, но, чтобы не лить воду, сосредоточусь на одном аспекте. Обложки отечественных книг.
Многие помнят, как выглядели книги в советском союзе. Рисунки были в основном на детских книгах, издания же для взрослых по большей части отличались аскетичностью и строгостью. Однотонные переплёты, немного вензелей. Конечно, нельзя отрицать, что есть экземпляры, сделанные со вкусом, но такой вариант слишком скучный для современного читателя.
В 90-ых случилась обложечная революция. Спасибо тлетворному Западу, на рынок хлынули яркие глянцевые томики. Чего там только не было! Грудастые красотки, оружие любого калибра, поцелуи, нагота... Срамота, короче! Но такая притягательная. Завлекательная обложка обещала головокружительные сюжеты и горячие страсти. Хотя и не всегда их оправдывала. Бывало, что волнительная иллюстрация совсем не вязалась с содержанием, но это уже вопрос к маркетологам тех лет.
Примеры таких обложек у меня есть, но решила не выкладывать во избежание Карающей Длани модераторов)))
Шли годы, обложки ещё сто тысяч раз видоизменялись, однако сохранилась тенденция бить читателя в самое сердце. Зацепить его, напомнить о тайных желаниях и заставить взять книжечку в руки, чтобы понести на кассу.
И всё-таки обложка обложке рознь. Давайте сейчас рассмотрим мой наилюбимейший пример. Итак, возьмём роман популярного фантаста Андрея Белянина "Вкус вампира".
Поехали! Картинка №1.
Ну как? Так выглядит роман в серии издательства "Альфа-книга" "Юмористическая фантастика". Мы видим на первом плане разбитную деваху с неприятным оскалом и с чуть более приятной грудью. Поза в целом напряжённая и даже агрессивная. Лицо перекошено, пальцы уродливы, как когти. Ноги неприлично раздвинуты, но интимное место более или менее прилично скрыто виолончелью. Как элемент юмора на инструменте стикер "Дракула навсегда". Позади героини "Феррари", а за спорткаром двое мужчин. Один похож на бандита с канала НТВ, второй напоминает персонажей из комедий Гайдая. Как итог: возможно, весело, но слегка вульгарно.
А теперь переходим к картинке №2.
Тот же роман, но уже в серии "Романтическая фантастика". Здесь уже акцент смещён на женскую аудиторию. Девушка-музыкант прекрасна. В отличие от желтушной предшественницы, её кожа бледна, как у Белоснежки, а руки нежно обволакивают перчатки. Рядом с ней парень модельной внешности, совсем не похожей на тех двух товарищей с предыдущего издания. Невольно возникает мысль о его любовном интересе к "Белоснежке". Рыжая девушка с арбалетом прекрасна по-своему. Она не может похвалиться длинными локонами и вечерним платьем, но даже с оружием в руках она выглядит женственно.Хочется узнать, что же это за персонаж, и какое отношение она имеет к парочке. Внизу мы снова видим "Феррари", машина невероятно стильная, это произведение искусства, а не просто груда металла. А люди в балахонах намекают на тайны и подковёрные интриги. Как итог: очень привлекательно для женщин.
И картинка №3, раз уж она существует.
В нулевых на волне интереса публики к вампирской тематике "Альфа-книга" открыла серию "Вкус вампира", в которой были переизданы известные на тот момент книги отечественных авторов. Уже по названию серии видно, что там нашлось место и роману Белянина. Вампирская тема уже отражена в леттеринге, т.е., в буквах. Они кроваво-красные, с подтёками. Мы снова видим героиню-музыканта, только уже даже без лица. Но даже этого достаточно, чтобы понять, что девушка красива и явно не так проста, как может показаться на первый взгляд. Не зря же нам не показали верхнюю часть лица! Барышня явно что-то скрывает. Мужской силуэт в плаще на фоне тоже не даёт конкретики. Кто он? Возлюбленный? Враг? Тайны-тайны-тайны. Как итог: стильно и таинственно.
Ну что, ребята? Как вам? Одна и та же книга, а в разных оформлениях. Сколько всего рисует воображение, глядя на картинку!
И вот переходим к главному вопросу поста. Как же сейчас делают обложки?
- Обложка должна быть маркером, помогать потенциальному читателю найти то, что он хочет.
- Всё зависит от издательства и серии. Если вы, как автор, хотите, чтобы на обложке не было людей, вам откажут, если на всех обложках серии есть люди.
- Автор не всегда знает, как будет выглядеть обложка его книги. Не редкость, когда автор впервые видит своё принаряженное детище только в анонсе. Это очень волнительный момент! Ведь если что-то не понравится, исправить уже будет нельзя. Книга на тот момент, как правило, уже в типографии.
- Самый предпочтительный вариант - когда редактор передаёт художнику ТЗ (техническое задание) от автора. В нём можно указать какие типажи внешности героев нужны, что можно изобразить, а что будет лишним, составить композицию и даже показать картинки-примеры. Ещё лучше: когда автор и художник на связи друг с другом. ТЗ это хорошо, но всегда же возникают какие-то нюансы.
- И главное. Художник книгу не читает.
Продемонстрирую пару примерчиков из своего опыта.
Несмотря на то, что я не сразу узнала героев, мне обложка нравится. Она яркая, и огненный дракон смотрится эффектно. Но я не участвовала в процессе создания обложки, так что художник работал по ТЗ редактора. Редактор понял, как он понял, художник понял по-своему, и получилось не совсем то, что было в книге. Одни глаза в небе чего стоят)))
А это пример работы автора с художником. Я сама составила ТЗ, а Лена ещё по ходу процесса показывала мне черновики, чтобы мы могли вносить правки. Я довольна!
В завершении скажу, что в обложках не всё так однозначно. Так что выбирать книгу хоть и можно по оформлению, но судить всегда надо только по содержанию)))
А вы обращаете внимание на обложки? Какие вам нравятся, а какие отталкивают?
#книжный блог #литература #фэнтези #фэнтези книги #ромфант #книги #чтение #люблю читать #романтическое фэнтези #книжная полка