23 августа в дистанционном формате проходит второй саммит «Крымской платформы», в котором принимает участие не только президент Украины Владимир Зеленский, но и первые лица европейских государств. Какое политическое значение имеет этот саммит, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал политолог Владимир Джаралла.
В этом году во второй раз проходит саммит «Крымская платформа». Еще в прошлом году глава российского МИД Сергей Лавров назвал саммит «шабашем, на котором Запад будет продолжать пестовать неонацистские и расистские настроения современной украинской власти». В этом году саммит не растерял, а только приумножил свой шовинистический по отношению к России дух и обогатил новостную повестку несколькими недвусмысленными заявлениями европейских лидеров. В чем же цель такого собрания и следует ли прислушиваться к словам, сказанным в рамках этого мероприятия?
Заявления политиков
Одним из самых ярких участников «Крымской платформы» стал президент Франции Эммануэль Макрон. В своем выступлении он призвал страны Запада отказаться от взаимных уступок в отношениях с Россией и не соглашаться на компромиссы. Помимо этого, он заверил Киев в долгосрочной поддержке со стороны Франции.
«Россия сделала свой выбор, несмотря на принятые на себя обязательства. Мы не должны проявлять никакой слабости, никакого духа компромисса, потому что речь идет о свободе для всех и вся и мире во всех частях земного шара», — заявил Эммануэль Макрон.
Канцлер Германии Олаф Шольц в своем выступлении также заявил о намерении ФРГ продолжать вводить санкции в отношении России и поставлять Киеву вооружения. Он добавил, что Запад не признает попыток присоединения украинских территорий к России.
К выступлению немецкого лидера присоединился премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Он заявил о введении новых санкций против 62 граждан и одного оборонного предприятия России. Канада и ФРГ согласовали новый пакет военный помощи Украине.
Мнение политолога
В прошлом году Зеленский захотел обсудить вопрос «деоккупации» Крыма не с президентом России, а, например, с представителем Австралии. В этом году актуальность крымской повестки сохранилась — и это на фоне практически ежедневных обстрелов Крыма. На втором саммите «Крымской платформы» уже выступил генсек НАТО Йенс Столтенберг и президент Польши Анджей Дуда, который лично посетил Киев.
Политолог Владимир Джаралла отмечает, что в этом году акценты сместились на обсуждение военной спецоперации. Впрочем, по словам политолога, ни одно заявление, сделанное в рамках этого саммита, не стоит воспринимать всерьез. Это лишь собрание «для своих» — причем в дистанционном формате, что заранее предполагает отсутствие весомых решений.
«Первое и самое главное — "Крымская платформа" проходит в дистанционном варианте. Уже все знают, что, если встреча проходит дистанционно, значит особого значения этому придавать не стоит. Причина очевидна: в Киев никто ехать не хочет по вопросам безопасности, а также в целом из-за усталости от этой тематики», — отмечает политолог.
Одновременно с этим Владимир Джаралла подчеркивает: главной целью саммита является демонстрация единства западных стран в борьбе против России в военных действиях через Украину. Однако эта демонстрация оказалась бессмысленной — главный «зритель» просто не смотрит в ту сторону, по-прежнему считая «Крымскую платформу» шовинистическим шабашем.
«Мы наблюдаем несколько любопытных и забавных эпизодов. Из всего, что мы видим, речь идет уже не о "Крымской платформе" как таковой, а о том, чтобы Украина продолжала быть той фигурой, которой пожертвуют на мировой шахматной доске, потому что ее не жалко. Сейчас мы видим, что именно так это и работает: выступления первых лиц, обещания военной помощи, уже намного меньше разговоров о деньгах и много разговоров в сторону России. Это болтология, что называется, между своими. Политических последствий ждать не стоит — все продолжается так, как оно и было», — резюмирует эксперт.
Ранее политолог Сергей Маркелов в комментарии для «Слово и Дело» назвал условие, при котором Владимир Путин может поехать в Индонезию на саммит G20.