Прогуливаясь по улицам своего города, вы можете увидеть названия ресторанов, кафе, магазинов, которые принадлежат известным брендам. Этот бизнес функционирует благодаря франшизам. Франчайзинг считается одной из самых эффективных форм стартапа для начинающих предпринимателей. По модели франчайзинга компания с популярным брендом предоставляет право работать на рынке от ее имени. В этой статье вы узнаете, как открыть свое дело по франшизе, какие виды франшиз самые популярные в России и что нужно учесть при оформлении договора.
Коротко о главном
Франчайзи – это тот, кто покупает франшизу. Он получает право работать под именем франчайзера, а также набор знаний, как наладить бизнес-процесс. По франшизе могут передаваться оборудование, фирменный дизайн, технологии, контакты поставщиков и другие секреты компании.
Франчайзер – это владелец известного бренда. Он продает франшизу франчайзи.
Паушальный взнос – стартовый платеж, который франчайзи платит франчайзеру. Франшиза может быть и без паушального взноса, тогда франчайзи выступает как дилер, реализующий брендовый товар.
Роялти – отчисления с оборота продаж, которые франчайзи регулярно выплачивает франчайзеру. Роялти может быть фиксированным или в % от выручки. Для дилерской схемы роялти может быть заложено в цену товара (скрытое роялти).
Что такое франчайзинг?
Свое дело можно открыть несколькими способами:
- Самостоятельно организовать предприятие «с нуля». При этом возникают наибольшие риски, нужен хороший опыт в управлении и время для того, чтобы торговая марка стала популярной.
- Купить готовый бизнес. В этом случае нужны значительные первоначальные капиталовложения.
- Открыть бизнес по франшизе. Во всем мире такое начало предпринимательской деятельности рассматривается как удачный старт, в том числе для малого и среднего бизнеса, так как франчайзинг приносит выгоду обеим сторонам договора.
Сущность франшизы заключается в следующем:
- Головная компания, хорошо известная потребителям на рынке, заключает договор с небольшим самостоятельным предприятием: предоставляет ему право на выпуск продукции или оказание услуг под своей торговой маркой.
- Франчайзер заключает договоры с несколькими операторами, создавая сеть зависящих от него предприятий. Франчайзи обязуется соблюдать правила производства и торговли, принятые в головной компании.
Сейчас не время открывать свое дело? Как показывает российский и зарубежный опыт, рост франчайзинговых схем происходит именно в кризисные годы. Предприниматели сворачивают свой бизнес из-за недостатка собственных средств и переходят на партнерский, который работает по отлаженной модели.
Историческая справка
«Родиной» франчайзинга считается США, так как именно здесь в середине XX века стала популярной эта модель бизнеса. В 2017 г. американские предприятия производили 37% всего мирового объема товаров по франшизе. Сейчас крупнейшими «поставщиками» франшиз в мире, кроме США, являются Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада и Австралия.
В России первыми отечественными франшизами были «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб» (владелец компаний – Владимир Довгань), которые продавались в конце 90-х гг. По первой иностранной франшизе в РФ распространялось мороженое «Baskin Robbins» под брендом американской компании «Dunkin’ Brands». Первое кафе «Baskin Robbins» появилось в Москве в 1993 г.
Популярные франшизы в России
На начало 2022 г. в России работало около 60 000 франчайзинговых предприятий и было заключено 3 000 договоров франшизы. Несмотря на такую внушительную цифру, это более чем в 10 раз меньше, чем в США. Одной из самых популярных сфер для франшиз традиционно является общественное питание.
Объем инвестиций на самые востребованные франшизы находится в диапазоне 400 000 – 5 000 000 рублей. Если выйти на ежемесячный доход 40 000 рублей для франшизы с вложениями 400 тыс. рублей, то она окупится примерно через 1,5 года. При этом нужно не забывать о том, что франчайзи должен выплачивать роялти (обычно 5-10% от прибыли), платить за аренду помещения.
Компания по доставке посылок, товаров. Насчитывает более 1 500 франчайзи.
Вид заработка: на разнице между тарифом доставки и ее себестоимостью. Пункт приемки-выдачи заказов.
Паушальный взнос: 50-300 тысяч рублей.
Другие затраты: аренда помещения для офиса, его меблировка, оплата труда 2 сотрудников.
Роялти: 10% начиная с 7-го месяца.
Ожидаемая окупаемость: через 3 месяца в городе с численностью населения от 100 тыс. человек.
Сеть медицинских лабораторий. Более 700 франшизных предприятий. По договору головная компания предоставляет расходные материалы для проведения лабораторных анализов, обучает персонал; есть аутсорсинговые услуги по бухгалтерии и отделу кадров. Медицинское образование от предпринимателя не требуется.
Вид заработка: медицинские услуги населению.
Паушальный взнос: 100-400 тысяч рублей.
Срок действия договора: 5 лет.
Общий бюджет для старта: от 2, 3 млн. до 3,5 млн. рублей.
Роялти от оборота: 0,36%.
Агентское вознаграждение: 35-40% (сумма, которую франчайзи получает от общей выручки).
Платеж за обслуживание базы данных: 2% на все время.
Ожидаемая окупаемость: через 14-18 месяцев в зависимости от размера населенного пункта; выход на операционную прибыль в среднем через 4-5 месяцев.
Сеть розничных магазинов, торговля товарами для дома в эконом-сегменте. 800 магазинов, работающих по франшизе и более 4 000 магазинов по всей России.
Вид заработка: прибыль от наценки 25-30% на товары.
Паушальный взнос: 300 тысяч рублей.
Срок действия договора: 3 года.
Общий бюджет для старта: от 4 млн. до 6 млн. рублей.
Роялти от оборота: 4%.
Ожидаемая окупаемость: через 12 месяцев.
Федеральная сеть от разработчика приложения 1С для автоматизации бухгалтерского учета. Более 900 франшизных предприятий. «Фирма 1С» является «рекордсменом» в России по количеству выданных франшиз за все время деятельности.
Вид заработка: оказание бухгалтерских услуг, ведение учета и отчетности.
Паушальный взнос: 60 тысяч рублей.
Общий бюджет для старта: от 500 тысяч рублей.
Роялти: 5%.
Ожидаемая окупаемость: через 2-3 года.
Производство кухонной мебели. Более 300 предприятий по франшизе.
Вид заработка: Продажа продукции мебельной фабрики «Мария». Маржинальность – 32-35%. Изготовление образцов оплачивается отдельно, со скидкой до 65%.
Паушальный взнос: 120 тысяч рублей.
Общий бюджет для старта: от 2,6 млн. рублей. Выставочные стойки, основные материалы (образцы) предоставляются бесплатно.
Роялти: фиксированное, 3 000 рублей с каждого заказа.
Ожидаемая окупаемость: через 12 месяцев.
В условиях пандемии очень популярными стали «антикризисные» франшизы, которые ориентируются на удаленную работу с клиентами. К таким предприятиям относятся информационные технологии, образовательные услуги, в том числе языковые центры, службы доставки, медицинские лаборатории и аптеки. А традиционно активные сегменты франчайзинга – фастфуд и общественное питание – перешли в новый режим с сервисом онлайн-заказа и доставкой товара до клиента.
Выбрать франшизу можно на сайтах-каталогах франшиз, например, на сайте СбербанкБизнес. Кроме обычных предложений, здесь можно встретить и не совсем традиционные франшизы для российского рынка. Например, франчайзинг букмекерских контор, студий по созданию и продвижению сайтов, музыкальных школ, проката горнолыжного инвентаря и другие творческие проекты на любой вкус и кошелек.
Плюсы франшизы
Бизнес по франшизе имеет несколько преимуществ:
- Быстрый рост новой торговой точки без прямого участия в конкуренции. Франчайзи получает раскрученный бренд, готовую лояльную клиентуру и корпоративный имидж. Вложения на продвижение меньше, чем при создании собственного предприятия. Потребители готовы платить больше за известный бренд.
- Гибкость модели. В условиях кризиса франчайзер может снизить роялти и смягчить условия сотрудничества (что на самом деле и происходило в пандемию). Даже если закроется франчайзинговое предприятие, предприниматель может продолжить свой бизнес, но в меньшем масштабе. Многие используют франшизу для легкого стартапа, чтобы в дальнейшем заняться собственным независимым бизнесом.
- Централизованная система закупок, сокращение издержек.
- Систематическая информационная и рекламная поддержка со стороны франчайзера.
Недостатки
Как и любой другой вид бизнеса, франчайзинг тоже несет в себе определенные риски.
К недостаткам франшизы можно отнести:
- Франчайзи вынужден работать по строгому регламенту сотрудничества, даже если это не выгодно для развития бизнеса, существует диктат ценового диапазона.
- При несоблюдении требований договора франшизы владелец бренда может расторгнуть его в одностороннем порядке. Если предприниматель и дальше будет работать под его товарной маркой, он вправе подать иск в суд и взыскать немалую компенсацию.
- Круг поставщиков также ограничен франчайзером.
- В трудные времена франчайзер не застрахован от банкротства. Если сеть франчайзинговых предприятий не будет приносить ожидаемой прибыли, он может ликвидировать франшизы.
Как выбрать франшизу
Главное, что нужно сделать при выборе бизнеса, – это внимательно проанализировать условия сотрудничества по франшизе перед заключением договора.
Вот самые значимые критерии для выбора франшизы:
- Определите свои инвестиционные возможности, соотнесите их с тем, сколько стоит франшиза. Паушальный взнос – это только малая часть затрат на открытие бизнеса. Нужно вложить средства в ремонт помещения, его аренду, покупку и наладку оборудования, разрешительную документацию, закупку товара и зарплату персонала. По условиям некоторых франшиз вы должны также понести расходы на дизайн, обучение персонала.
- Узнайте, есть ли в договоре условия поддержки со стороны франчайзера. Многие из них обещают помощь, но на практике ее не оказывают. Если же этот пункт присутствует в договорных обязательствах, то франчайзер должен его исполнять.
- Проанализируйте популярность товарного знака. Она определяет конкурентоспособность вашего бизнеса. Если бренд малоизвестен в регионе, то клиентов будет не так много.
- Выясните требования к поставщикам сырья, расходных материалов, оборудования. Иногда поставщики умышленно повышают цены на свои продукты. Конечно, если вы заключаете франшизу с крупной компанией, то диктовать ей свои условия вы, скорее всего, не сможете. Если это средний бизнес, то можно попробовать найти компромисс.
- Узнайте льготные условия и скидки со стороны франчайзи. Некоторые из них заинтересованы в дальнейшем масштабировании бизнеса и предлагают скидки при запуске 2-3 точек.
Кроме того, нужно проанализировать общую ситуацию на рынке, выявить перспективные тенденции. Например, в период пандемии сильно пострадал гостиничный сектор, сфера личных услуг и ресторанный бизнес. С другой стороны, кризис дает и новые возможности: за 2021 г. заявки на франшизы для медицинских центров выросли на 30%, открылись кухни, работающие только на доставку, вырос рынок шеринга, а также произошел общий подъем электронных услуг. Наибольшей прибыли добились те компании, которые разработали свои информационные системы и запустили дистанционный формат обслуживания.
Оформление и регистрация договора франчайзинга
В российском законодательстве нет определения «договор франшизы». Вместо него используется другой термин – договор коммерческой концессии, который по сути является синонимом.
Ключевой момент такого договора – это передача прав на использование товарного знака (бренда) франчайзера. Остальные элементы бизнеса (технологии, ноу-хау, контакты поставщиков и другие) являются опциональными.
Так как товарный знак регистрируется в «Роспатенте», то и договор также подлежит обязательной регистрации в этом ведомстве. Без этого он признается недействительным. Перед заключением договора нужно убедиться, что товарный знак зарегистрирован и действует на данный момент.
Содержание договора коммерческой концессии определяется сторонами соглашения. Но обязательными его условиями являются:
- Информация о товарном знаке и другой интеллектуальной собственности (№ государственной регистрации; документация).
- Размер и порядок выплаты вознаграждения франчайзеру по договору.
- Объем использования товарного знака и территориальные ограничения.
Если в договор необходимо внести изменения или досрочно его расторгнуть, то такие действия также подлежат обязательной регистрации.
Для регистрации франшизы нужно подать заявление в «Роспатент», приложить к нему подписанный договор и оплатить государственную пошлину 14 800 рублей. Если по договору франчайзер передает права на изобретения, то за каждое из них нужно доплатить по 3 300 рублей.
Еще статьи, которые могут быть вам полезны:
Регистрация лицензионного договора на товарный знак через патентное бюро Ezybrand
Как получить товарный знак для бизнеса в сфере обслуживания