Какие здания появились в Петербурге первыми и кто их создал? Простая и наглядная летопись архитекторов Петербурга и их наследия.
В картинках!
Петр Первый хотел построить европейский город, поэтому начал приглашать мастеров из Европы. В архитектуре Петр более всего благоволил стилю так сильно полюбившейся Голландии. Такие дома легко узнать по большим окнам с мелкой расстекловкой и "голландским" крышам. Поэтому первые постройки напоминают дома улиц Роттердама, а стиль назван "петровское барокко". Яркий представитель стиля и первый архитектор Петербурга - Доменико Трезини открывает этот список.
Немецкий мастер Иоганн Брануштейн работал в Петергофе и оставил после себя все павильоны.
Три приглашенных генерал-архитектора Петра Первого: немец Андреас Шлютер, француз Жан Батист Леблон и итальянец Николло Микетти создавали, в основном, Петергоф: генеральные планы, фонтаны, павильоны.
Михаил Земцов в разное время был учеником Доменико Трезини и Николло Микетти, много работал в Петергофе.
При Елизавете Петровне на смену "петровскому" пришёл стиль, известный, как русское барокко. Этот изобильный, богатый, помпезный стиль был призван символизировать расцвет Российской Империи. Родоначальник стиля и любимый архитектор императрицы - Франческо Растрелли. Проекты такого типа изобильно украшены лепниной, резьбой, скульптурой и золотом. Ну очень богато!
Юрий Матвеевич Фельтен был помощником и учеником Ф. Растрелли при строительстве Зимнего дворца. Позже стал самостоятельным мастером, создавал интерьеры Зимнего и Петергофского дворцов, но запомнится в большей степени оформлением Дворцовой набережной, включая мосты и ограду летнего сада.
Жан Батист Валлен-Деламот первый в России профессор архитектуры только что созданной Императорской Академии художеств. Среди учеников выделяются будущие зодчие В. И. Баженов, И. Е. Старов, а среди наследия - Малый Эрмитаж и Академия Художеств.
Жан-Франсуа Тома де Томон - академик и профессор Императорской Академии художеств, преподавал на французском с переводчиком. Стрелка Васильевского острова - его наследие.
Андрей Воронихин - выходец из крепостных крестьян, талант которого не только освободил его, но и оставил о себе память в виде Казанского собора прямо в центре золотого треугольника.
Джакомо Кваренги - начал работать при Екатерине II, закончил при ее внуке - Александре I. Cамый плодовитый представитель палладианства (раннего классицизма) в русской архитектуре. Стиль легко узнать по песочного цвета фасадам и белым колоннам, часто поддерживающим портик. Но бывают и исключения, конечно.
Карл Иванович Росси развил классический стиль Кваренги в русский ампир и создал самые крупные городские ансамбли Петербурга: Михайловский дворец и площадь Искусств, Александринский театр и улицу Зодчего Росси, здание Главного Штаба на Дворцовой площади, здания сената и синода на Сенатской площади.
Огюст Монферан был из тех, кто намерено стремился в Россию. Был не только талантливым архитектором, но и sales менеджером: смог заинтересовать самого императора Николая I, преподнеся альбом со своими эскизами при встрече во Франции. В Петербурге построил Исаакиевский собор и угодил сразу двум царям: Александровской колонной Александру I и конным памятником Николаю I.
Альберт Катеринович Кавос - главным образом прославился как строитель петербургских театров: первая сцена Мариинского театра и эргономичные перестройки других до сих пор радуют зрителей.
Андрей Иванович Штакеншнейдер - первый представить эклектики (историзма) в Петербурге. По благоволению Николая I строил и перестраивал великокняжеские усадьбы и дворцы, оформлял интерьеры в разных стилях.
Павел Юльевич Сюзор - яркий представитель стиля модерн, который пришел в моду в конце 19 века. Этот стиль отличается плавностью линий, крупными окнами с большим количеством расстекловок и обилие в декоре элементов растительного характера. По проектам Павла Сюзора в Петербурге построено около 100 домов, но один дом точно знает каждый - это дом компании Зингер (Дом Книги) на Невском проспекте.
Гавриил Васильевич Барановский - ученик Павла Сюзора, построил великолепную карьеру став архитектором семьи купцов Елисеевых и множество зданий, самое узнаваемое - Дом торгового товарищества "Братья Елисеевы" (он же Елисеевский универмаг) на Невском проспекте.
Федор Иванович Лидваль развивал в Петербурге стиль своей родной Швеции - северный модерн. По сравнению с модерном в классическом понимании, северный более брутальный, часто в оформлении использует грубо отёсанный камень и окна почти стрельчатой формы. Самые яркие проекты Лидваля - гостиница "Астория" и Толстовский дом на Фонтанке.
Постреволюционная застройка Петербурга упразднила индивидуальные проекты домов и буржуазные украшательства, а возвела в культ утилитарность. Проблему жилья в первые годы решали уплотнением квартир (созданием коммуналок), а стройки велись для создания инфраструктуры для пролетариата: училища, дома культуры, заводы, больницы.
Зарождается новый стиль - конструктивизм, который известен геометричностью, рубленными формами, прямыми линиями и отсутствием декора.
Александр Иванович Гегелло - работал главным архитектором в проектном бюро "Ленпроект" и реализовал более 100 инфраструктурных проектов. Например: Боткинская больница, Здание НКВД на Литейном 4, районные дома культуры.
Григорий Александрович Симонов - советский архитектор, который разрабатывал и строил жилые массивы для рабочих Петербурга: Щемиловский (ул. Бабушкина), Малая Охта, Обуховский (пр. Обуховской обороны), Тракторная улица.
Ной Абрамович Троцкий строил (часто совместно с другими архитекторами) в Ленинграде общественные и промышленные сооружения, жилые дома в духе конструктивизма: Василеостровский дворец культуры им. С. М. Кирова, Мясокомбинат им. С. М. Кирова, здание НКВД на Литейном проспекте, 4 (совместно с А. И. Гегелло). Участвовал в разработке панировки Нарвского района.
После Победы в Великой Отечественной Войне, согласно предписанию правительства, городское планирование во главу угла ставило создание центральных триумфальных улиц, поэтом все здания на них должны были выглядеть величественно. Так появился сталинский ампир.
Сергей Борисович Сперанский - работал в стилях конструктивизм (ЦНИИ Робототехники), сталинский ампир (площадь у Дома Советов) а, во времена Н.С. Хрущева разработал с коллегами первый проект типовой застройки, 415-ю серию крупноблочных домов, которыми в середине 1950-х был застроен квартал в районе нынешнего проспекта Юрия Гагарина.
Типовая застройка Петербурга началась в 1955 с постановление Совмина и ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Этим документом правительство официально заявило об изменении принципов строительства в масштабах всей страны. Вместо того чтобы тратить усилия на разработку отдельных знаковых объектов, интеллектуальные и материальные ресурсы следовало направить на развитие в СССР типового жилищного строительства. Тогда же авторство строительных проектов стало принадлежать не отдельным архитекторам, а проектным бюро. Благодарим за спальные районы Петербурга "Ленипроект" и ЛенЭНИИЭП!
В начале 21 века в Петербурге начали возводить знаковые проекты авторства (снова!) иностранных мастеров. Так появились: новая сцена Мариинского театра француза Доминика Перро, "Газпром-Арена" японца Кисё Куросавы, новый терминал Пулково англичанина Николаса Гримшоу, Лахта центр британца Тони Кеттла...
История повторяется?
Конечно, эта летопись не включила многих архитекторов, которые приложили руку к созданию облика Санкт-Петербурга. Здесь я постаралась включить тех, кто создал действительно знаковые здания и объекты, поэтому выборка субъективная. Буду рада замечаниям и комментариям, какие здания и каких архитекторов я пропустила?
Материал создан при поддержке петербургского производителя окон Kramarev Group, который сейчас активно работает над проектами воссоздания исторических окон Петербурга.
Наслаждайтесь Петербургом!
Ваш гид, Анастасия.
#историяпетербурга #архитектурапетербурга #главныйархитектор #исаакиевскийсобор #лахтацентр #генеральныйплан #it-архитектор