Найти тему
Страна моей души

Директор от Бога

В моем сознании сохранился и живёт образ директора школы. Это мудрый капитана корабля за штурвалом. Корабль – это школа, а море, океан - это широта и глубина знаний. И как поведут себя капитан и его команда, такой и будет дисциплина на корабле. Куда поведет капитан, каким путем – таков и успех.

Все зависит от маршрута: или ясная и чистая глубина знаний, желаний, открытий, или это рифы и подводные камни непрофессионализма.

Необычным и удивительным был директор небольшой сельской школы Нестор Тихонович.

После окончания педиститута мы три молодых выпускницы попали в это село, При первом знакомстве с коллективом учителей больше половины были мужчины. Необычным и удивительным был директор небольшой сельской школы Нестор Тихонович. Он был небольшого роста, необьятных размеров, всегда улыбчивый. Нестор Тихонович любил и умел всем и всему радоваться, никто и никогда не слышал от него повышенного тона, грубости. Одет всегда был в белую рубашку с галстуком и носил в отутюженные брюки. Жил директор в небольшом финском домике рядом со школой, никакой живности не держал и казалось, что в школе ночевал. В любое время суток его можно было увидеть там. Нестор Тихонович преподавал историю, с замиранием сердца слушали ученики его рассказы о прошедшей войне.

В годы войны Нестор Тихонович был военным летчиком. Самолет был сбит, а сам он был тяжело ранен и комиссован по состоянию здоровья.

Мы – молодые учителя, как-то заметили, что Нестор Тихонович часто не было на первых уроках. А когда спросили у завуча: «В чем дело?», завуч ответил нам : «В бегах».

Что же это означало? Оказалось, что, узнав перед началом первого урока, кого нет в школе, директор обходил (вернее - оббегал) семьи всех отсутсвующих. Особенно было трудно с теми семьями, в которых родители начинали пить водку. Придет, бывало, к таким родителям и начинает говорить о том, какой умница их ребенок и как нужен он школе, и никогда и никому в адрес семьи или ребенка не позволял сказать что-нибудь дурное.

У Нестора Тихоновича была такая привычка: когда все получали зарплату, он получал ее последним и просил у кассира давать побольше мелочи. Его жена Татьяна Николаевна посмеивалась: « Вот опять наменял пятаков два кармана, вечно зашиваю дырки».

А с пятаками вот какая история. В школе работал буфет. Стакан чая и булочка стоили пять копеек. Буфетчица тетя Катя работала отменно: ее пироги и булочки отмечали даже в районе. Она считалась лучшей школьной стряпухой. Вот и все горячие завтраки. У кого есть деньги, тот и поест. Нестор Тихонович ходил в буфет и сразу определял, кто пил чай с булочкой, а кто не мог этого позволить себе. Он молча раздавал по два-три пятачка детям, при этом, улыбаясь, говорил приятные слова: «Ты молодец, хорошо знаешь математику, а кушать надо! Купи булочку и поешь!». Дети не успевали сказать ему «спасибо», а он благодарил их сам и хлопал по плечу .

В то прошлое время была общественная организация «Знания». Она занималась тем, что распространяла культурные знания среди жителей села. Нестор Тихонович умел поговорить с каждым из учителей, определить круг их интересов, просил подготовить интересные беседы о воспитании детей, о вежливости, политике. И учителя в 6 часов утра на стане, в бригаде выступали с небольшой информацией. Нас встречали всегда с радостью и удовольствием. Бывало, придешь в школу, а Нестор Тихонович благодарит и говорит, что лучше лекции никогда не слыхал.

Нестор Тихонович был необычным психологом. Нам, молодым, было трудно достать продукты(не было подсобного хозяйства). А Нестор Тихонович приготовил нам всякого вида удобства. Зайдет к нам и говорит: «Вот квитанцию выписал: на курочек, на яички. Получите. Кушать надо ведь».

Самым значимым для села был день 8 Марта. В этот день учителя школы давали концерт в клубе. К празднику готовились заранее. Хор, которым руководила Татьяна Николаевна, пел прекрасные песни, показывались фокусы и обязательно был спектакль. В пьесе принимали участие все: готовили костюмы, все держалось в большом секрете. В такие дни некуда было яблоку упасть: вся деревня смотрела это зрелище. А директор пользовался этим моментом, давал грамоты, благодарности мамашам. Поговоривали, что даже тем, кто вчера выпивал. Но если получила мамаша такую грамоту, то уважение и благодарность директора не позволяли ей больше так пить.

При школе был выращен прекрасный сад. Яблоки по осени сдавали в заготконтору. А молодым учителям директор давал по три-четыре мешка, чтобы, как он говорил, «витаминизировались». Старшеклассники по осени часто работали на уборке картошки, морковки, свеклы. Заработанные деньги шли на поездки в областной центр по местам боев. Завел директор кроликов, за которыми ухаживали дети, эта ферма давала большую прибыль школе. Звание народного учителя Нестору Тихоновичу не дали, но писали много о нем в журнале «Агитатор».

Позже я узнала, что Нестор Тихонович ушел на пенсию к 70 годам, долго болел и умер. Похоронили его на кладбище на высоком холме, поставили деревянный большой крест. Когда кто-нибудь умирает в деревне, то перед смертью говорит: «Похороните меня поближе к Нестору Тихоновичу, теплее будет на том свете».

Памяти Зевако Нестора Тихоновича

Прослушать рассказ можно на канале https://rutube.ru/video/8dc8b70bfa5ce08bddd09dad5ffc4f08/