Самостоятельное производство литий-ионных аккумуляторов может сильно зависеть от импорта. Технология требует точного проектирования для правильной работы.
🏭 Аккумуляторы Li-ion нелегко изготавливать внутри одной страны. А потребность в них постоянно растёт.
👇 В таком случае прибегают к помощи зарубежных партнёров.
На рынке оборудования и компонентов (ячеек, BMS-плат, контроллеров, прочей электроники) уже доминируют крупные транснациональные корпорации:
- CATL (Китай),
- LG Chem (Южная Корея),
- Panasonic (Япония),
Они готовы обеспечить элементами и компонентами практически в любом количестве. Эти гиганты уже решили основные проблемы отрасли и предложили всем остальным воспользоваться приобретёнными активами.
В аккумуляторах iPhone есть импорт?
Apple в изготовлении аккумуляторов iPhone активнее других пользуется импортом [иногда это аукается]. Компания прибегает к сильным сторонам своих партнёров в Китае, Южной Корее, Японии, на Тайване.
👉 Она стремится обзавестись самыми качественными литий-ионными батареями, впитывая технологии всего мира.
Apple импортирует:
- сами ячейки литий-ионных аккумуляторов (pouch-cell);
- электронные компоненты,
- печатные платы,
- клапана выпуска газов,
- микросхемы контроля заряда,
- шлейфы,
- коннекторы,
- медную фольгу,
- корпуса и защитные плёнки,
- оборудование для сборки и контроля качества.
Тоже самое происходит и с другими компаниями. Например, китайская корпорация CATL закупает часть технологий на Тайване. Корейский аккумуляторный концерн Samsung SDI пользуется преимуществами своих соседей в Китае и Японии.
🔻 Но почему же при производстве литий-ионных батарей участвует столь большая доля импорта?
Корпорации: цена, качество и скорость
В закупке иностранных компонентов их привлекают те же самые пункты, что прочих импортёров из США (Microsoft, Tesla, Amazon, Alphabet-Google и других), Европейского союза, России, Индии, а также самих промышленных поставщиков из Китая, Южной Кореи, Японии. Они импортируют друг у друга, и цепочки порой очень сложные [как у американцев].
1. Цена — добились масштабного охвата
За счёт объёмов изготавливают элементы по более низкой цене.
Наладить собственный выпуск ячеек с нуля требует времени и больших затрат — итоговая цена окажется выше. Пройдут годы прежде, чем новое предприятие вырастет до сравнимых масштабов охвата и предложит конкурентную цену и качество, а работать нужно уже здесь и сейчас.
2. Качество — имеют доступ к дешёвому капиталу
Могут позволить себе инвестировать в инициативы в области исследований и разработок (НИОКР).
Лаборатории улучшают качество, повышают производительность и снижают себестоимость производства. Компаниям нужны технологии. Гораздо эффективнее получить доступ к ним у партнёров и вместе развивать отрасль, опираясь на уже завершённые исследования.
3. Скорость — решили проблемы логистики
Находятся в плотной цепочке поставок ресурсов от добычи меди, графита и лития до снабжения полимерами и химическими добавками в электролит.
Логистика максимально удешевлена в больших индустриальных городах с близким расположением портов, железнодорожных узлов и сортировочных хабов. Связи добыча-обработка-транспорт развиваются десятилетиями, а, например, у CATL все цепочки максимально избавлены от переплат и задержек.
Гиганты неповоротливы
В сравнении с крупными корпорациями у небольших производителей литий-ионных аккумуляторов ниже рентабельность. Им труднее получить доступ к сырью. Они вынуждены импортировать часть компонентов и оборудования.
👍 Но у таких компаний есть и преимущества.
Они более ловкие и поворотливые. Способны создавать ассортимент шире, чем у гигантов, и лучше настраивать свои продукты под особые потребности потребителей.
В результате и Apple для iPhone, и небольшие региональные компании вроде Neovolt в России, предлагают своим клиентам:
- выше качество (большие корпорации интересует B2B и опт);
- редкие модели (создают то, чего ни у кого нет);
- персональную поддержку (дорожат именем, охотно следуют гарантии);
- продвинутые возможности (решают технические проблемы, ремонтный сервис и так далее).
***
Международный бизнес — это неизбежная зависимость друг от друга, поиск партнёрств и разумное применение импорта.
Одна страна не может производить всё сразу. Так устроен мир. Разные страны специализируются на разных продуктах и торгуют друг с другом, чтобы получить то, что им нужно.