Из-за срыва проекта АЭС финская Fennovoima потребовала от "Росатома" вернуть авансовый платеж, сообщает Helsingin Sanomat. Генеральный директор компании Иоахим Шпехт рассказал и о других претензиях. "Росатом" предъявил встречный иск, его сумма значительно превышает заявленную финнами.
Ярно Хартикайнен (Jarno Hartikainen)
Генеральный директор финской энергетической компании Fennovoima Иоахим Шпехт (Joachim Specht) говорит, что компания подала в арбитражный суд иск на российский "Росатом".
Главным предметом судебных разбирательств станет авансовый платеж в размере 800 миллионов евро, который Fennovoima перечислила финской дочерней компании "Росатома" Raos Project. Fennovoima считает, что Raos Project должен вернуть эту сумму. У Fennovoima есть и другие претензии.
"На данный момент сумма всех претензий составляет почти два миллиарда евро", — говорит Шпехт.
В финансовом отчете Fennovoima за прошлый год сообщается, что сумма платежей по процентам Raos составляет около 200 миллионов евро.
"Росатом", в свою очередь, угрожает Fennovoima судебным иском, потому что считает, что у Fennovoima не было оснований расторгать контракт на поставку оборудования для АЭС "Ханхикиви-1". Шпехт говорит, что "Росатом" пока не начал официальный процесс, но считает его начало "очень вероятным". (23 августа новостное агентство ТАСС сообщило, что "Росатом" подал шесть исков на общую сумму 3 миллиарда долларов в связи с расторжением финской энергокомпанией Fennovoima контракта на строительство АЭС "Ханхикиви-1", прим. пер.)
Похоже, впереди у компаний масштабный судебный процесс, и финансовые риски оцениваются в миллиарды евро.
"Продолжительность этого судебного спора тяжело оценить, но в один год эта история явно не уложится. Затянется на несколько лет", — говорит Шпехт.
Эта история касается и простых граждан, ведь кроме крупной промышленности, в число акционеров Fennovoima входят и муниципальные энергетические компании. В худшем случае последствия срыва этого проекта поставят под угрозу их способность выплачивать дивиденды или приведут к росту цен.
Fennovoima разорвала договор с "Росатомом" в конце апреля, спустя два месяца после начала спецоперации России на Украине. Fennovoima называет причиной расторжения контракта не военные действия, а проблемы "Росатома" и регулярные задержки.
"Это решение никак не было связано с событиями на Украине. Они лишь усугубили ситуацию", — говорит Шпехт.
Он говорит, что в начале года "Росатом" предупредил Fennovoima о новых задержках.
"Они заявили о рисках задержек на несколько лет. Это было включено в их проектные планы. Это одна из причин, почему нам пришлось остановить проект".
"Росатом" стал поставщиком оборудования для Fennovoima в феврале 2013 года, и первоначально АЭС "Ханхикиви-1" должна была быть запущена в 2024 году. Согласно последним оценкам, АЭС планировали запустить в 2029 году.
"Росатом" считает задержки лишь предлогом и уверен, что решение Fennovoima было политизированным. Как сообщает российский поставщик оборудования, первоначальные сложности были улажены, и проект продвигался в перспективном направлении.
В начале февраля был совершен значительный прорыв: Центр радиационной и ядерной безопасности Финляндии (STUK) сообщил, что получил достаточно материалов и готов провести оценку безопасности. Ранее передача материалов STUK продвигалась с большими затруднениями.
В прошлом феврале Шпехт говорил о состоянии проекта с большой уверенностью.
"Прошлый год был для Fennovoima удачным. Впервые Бог знает за сколько лет мы сделали то, что нам было нужно", — сказал он тогда.
Теперь Шпехт подчеркивает, что тогда говорил об успешном развитии только в рамках организации Fennovoima.
"К сожалению, наш поставщик оборудования не смог улучшить свою работу", — говорит он.
Проблемы "Росатома" стали для него очевидны в начале 2021 года. Шпехт пришел в руководство Fennovoima летом 2020 года, осознавая, что в проекте были серьезные проблемы.
Построивший внушительную карьеру в сфере АЭС в разных странах мира Шпехт говорит, что само по себе оборудование "Росатома" спроектировано хорошо. Проблемы были связаны с управлением проектом и получением разрешений. АЭС "Ханхикиви-1" была одним из первых проектов "Росатома" в западных странах.
"Никто не сомневается в способности „Росатома“ строить АЭС в России. Но Raos оказался не в состоянии вести проект в чужой среде".
Если или когда "Росатом" начнет добиваться компенсации от Fennovoima через суд, оба аргумента будут взвешены в арбитражном суде.
Подготовка к суду сейчас стала важнейшей задачей Fennovoima. Вторая важнейшая задача — планирование будущего проекта по строительству АЭС в общине Пюхяйоки. После расторжения контракта Fennovoima ликвидировала структуры "Росатома" на строительной площадке и взяла ее под свой контроль.
Шпехт говорит, что проект строительства финской АЭС привлекает внимание многих стран.
"Конечно, потенциальный интерес есть, потому что место престижное. Получение разрешения на строительство новой АЭС занимает пять — восемь лет. Нужно найти правильное место, провести анализы и оценку воздействия на окружающую среду, получить подтверждение — и все это у нас уже готово".
И все же он не думает, что на место "Росатома" может вскоре прийти другой поставщик оборудования. Вокруг проекта так много неясности — в отношении места строительства, структуры собственности, судебных разбирательств.
Шпехт также считает, что возможное продолжение строительства АЭС в Пюхяйоки потребует государственной поддержки. Только так частные инвесторы решатся принять участие в рискованном проекте.
"Реализовать полностью частный проект очень непросто".
В качестве примера он приводит Великобританию, где акционеры электростанции Hinkley Point C получают определенную гарантированную сумму от продажи электроэнергии в течение 35 лет. Если себестоимость продукции превышает текущую рыночную цену, разницу доплачивает государство. Эта система была раскритикована в Великобритании, потому что оказалась очень дорогой.
Шпехт надеется, что даже после огромных задержек с АЭС Olkiluoto 3 и провала Fennovoima в Финляндии еще найдутся компании, готовые инвестировать в атомную энергетику.
"Финляндия планирует достичь углеродной нейтральности в 2035 году, а это означает, что сталелитейные заводы должны будут перейти на водород. Процесс электролиза очень энергоемкий, что означает огромный рост потребности в электроэнергии. Даже после завершения строительства Olkiluoto 3 это [строительство новой электростанции] было бы очень разумным шагом".
Появится ли в Пюхяйоки новая АЭС?
"Слишком рано об этом говорить. Однако нельзя сказать, что это невозможно".