Найти в Дзене

Художник Константин Юон и его лавра

Самое полное собрание творчества художника в хронике Сергиева Посада и Троице-Сергиевой лавры с 1900-х по 1950-е гг.

Успешный художник на сломе двух эпох нашей страны. Самобытный представитель русского реализма. Самый цитируемый художник в сувенирной, исторической или культурной сфере. Мы часто видим его картины на слайдах презентаций на открытках или в школьных учебниках. Пришло время собрать все его картины с хроникой города.

Академик Константин Юон, фото сделано в 1948 г.
Академик Константин Юон, фото сделано в 1948 г.

Константин Федорович Юон (1875-1958 гг.). Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Архипова. После недолгое работал в мастерской В. Серова и путешествовал по Европе. После вместе с Иваном Дядиным открыл свою студию в Москве (ул. Арбат, 25) в доходном доме А. Пороховщикова. В разные годы в этой студии учились знакомые нашему городу художники В. Фаворский, В. Мухина, Р. Фальк. В ранние годы художник часто пишет русскую провинцию, историческую и храмовую архитектуру. Архитектурный пейзаж на всю жизнь станет его главным жанром. Став прямым свидетелем событий 1917 года, с первых дней занимает позицию новой власти. В первые годы пишет ретроспективные картины на сюжеты событий 1917 года и первых значимых событий 1920-х. Вторую мировую войну провёл в Москве не выезжая. В 1950-х занимался фундаментальным подходом к художественному образованию. Академик и учитель Юон оставил после себя традицию и методику русской реалистичной школы.

Его стиль очень разнообразен. От этюдной манеры до многотиражной графики. Его графика очень точная, почти фотографичная, хотя он иногда выдумывал детали. Часто писал одни и те же сюжеты в разных техниках. Всегда огромное значение уделял композиции, состоянию и свету. У него есть Троице-Сергиева лавра ночью, в слякотную осень, пасмурную зиму, в праздники и другие исторические события.

Дальше будет нудный пересказ про самые популярные картины на основе моей коллекции! Готовьтесь, я очень постарался, и если вы самые трушные фанаты истории и искусства, то вам бесконечные лучи добра!

Книга альбомного формата тиражом 4500 экз., посвящённая Юону. Вышла в печать в 1936 году, подписана в печать в 1935 году. На титульнике заклеена надпись «Вступительная статья Н.И. Бухарина», потому что в 1936-1937 годах начинается его травля, затем арест и казнь. В книге есть цветные иллюстрации, что говорит о дороговизне изготовления и статусе художника.

Книга карманного формата тиражом 10000 экз. Напечатана в 1948 году. Более массовое издание, много черно-белых иллюстраций.

Несколько дореволюционных открыток. Напечатаны в для сбора средств от продажи в пользу Общины Святой Евгении. Примерная датировка печати — 1903-1917 гг.

Советские открытки, у которых мне не удалось найти набора. Возможно, они печатались без серии.

Один из первых наборов открыток с картинами художника 1961 года. Тут есть самое популярное его произведение, посвящённое нашему городу, «Купола и ласточки», написанное с колокольни лавры в 1921 году.

Набор открыток большого формата 20×15 см, 1971 год. В наборе три открытки с изображением наших мест: Купала и ласточки, весенний солнечный день, Троицкий посад.

Набор 1966 года с подборкой картин разных художников, и две открытки с изображением лавры. Также на обложке фрагмент той же его картины «Вид на лавру с Вокзальной улицы», что и на открытке.

Два переиздания его альбома «Сергиев Посад 1923», сделанные в 1991 и в 1993 году. Содержание у обоих одинаковое: 15 иллюстраций, большеформатные репродукции графики.

В итоге я бы выделил топ-3 самых цитируемых картин:

1. Купола и ласточки.

2. Весенний солнечный день, или Весна идёт.

3. Успенский собор, или Праздничный день.

P_S Дочитавшим огромное спасибо! Ваши лайки и комментарии помогают увидеть эту публикацию другим читателям! Приходите на экскурсии, подписывайтесь на вк и следите за постами.