Балет — одна из любимых тем французского художника Эдгара Дега. Он часто посещал спектакли и танцевальные классы и в течение двадцати лет покупал абонемент в Парижскую оперу. В статье узнаем об этом увлечении подробнее и разберем несколько известных работ.
Воображаемый балет
Глядя на балетную серию Дега, кажется, что часто бывал за кулисами и в репетиционных залах, где и подглядел пластику и движения танцоров. Но на самом деле большинство работ художник написал в мастерской, и только спустя 15 лет аренды ложи директор театра пустил Дега за кулисы. Но это не помешало ему виртуозно изображать балерин во время репетиций, спектаклей и перерывов. Хотя художник однажды признался в письме другу: «Я провел столько этих танцевальных исследований, даже не видя их, что мне немного стыдно».
В отличие от Дега, другие писали балет, выстраивая геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд для обложек журналов. А на танцовщиц Дега повлиял Оноре Домье — французский художник-график, живописец и скульптор, мастер карикатуры. В своих литографиях Домье изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, а лица превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Так и Дега выхватывает отдельные моменты и строит вокруг этого свои композиции.
«Оркестранты оперы»
Одна из первых работ на эту тему. Это небольшое полотно, которое скомпоновано так, словно мы видим сделанную во время спектакля фотографию. Художник предлагает зрителю взглянуть на сцену через оркестровую яму.
Центральное место в картине занимает друг Дега — фаготист Дезире Дио. Именно ему художник подарил готовое полотно. Также среди оркестрантов Дега изобразил своих знакомых и сослуживцев.
Композиция показывает нам только нижнюю часть происходящего на сцене. Сначала мы видим балерин на сцене и только потом замечаем главного персонажа в белой рубашке. В этой картине Дега только начинает подбираться к балеринам, и здесь служат больше ярким, контрастным фоном для строгих оркестрантов.
«Танцевальный класс»
Благодаря этой работе Дега стал известен как «художник, пишущий танцовщиц». Впервые он показал ее на выставке импрессионистов в 1874 году.
Здесь Дега передает волнение юной танцовщицы перед последней репетицией. Благодаря отражению в зеркале создается ощущение, что ее фигура занимает все пространство зала. Колорит картины строится на переплетении черных и белых пятен на фоне охристого пространства.
«Голубые танцовщицы»
Одна из самых известных работ Дега не так проста, как кажется на первый взгляд. Позы балерин можно принять сначала за движение по кругу в танце. Но девушки стоят на месте и поправляют одежду перед выходом на сцену. Здесь отразилась любовь художника именно к бытовым и подготовительным сценам.
Дега, в отличие от коллег-импрессионистов, не любил работать на пленэре, предпочитая искусственный свет. Так и здесь он использует эффект искусственного освещения, которое создает особое сияние.
Картина выполнена пастелью, которую художник любил не только из-за возможностей материала, но и из-за слабеющего зрения. Пастель не требует высокой точности, поэтому можно создавать работы, стоя вплотную к холсту.
Как и многие работы Дега на танцевальную тему, в «Голубых танцовщицах» есть ощущение спонтанного кадра, выхваченного из жизни момента. Этот эффект достигается границами картины, где фигуры балерин как будто произвольно обрезаны. Однако Дега тщательно обдумывал композиции своих полотен, лишь создавая впечатления случайности.
Больше историй о художниках и их работах узнаем на курсе «От Моне до Пикассо». Разберем главные картины 19 и 20 века, поговорим о Моне, Матиссе, Ван Гоге, Пикассо, Гогене и выясним, почему работы, которые сегодня считают шедеврами, в те времена не сразу удовлетворяли публику.
#живопись #импрессионизм #эдгардега