Найти в Дзене
Загадки истории

Темные пятна в истории «Комсомольца»: более 30 лет прошло, а вопросы остались

Подводная лодка «Комсомолец» затонула в апреле 1989 года. То есть в 2019 году исполнилось 30 лет с того времени, как субмарина отправилась на дно Норвежского моря, где до сих пор и лежит. По заявлениям экспертов, радиационное загрязнение планете не грозит. Реактор был остановлен во время катастрофы, а позже лодка была захоронена по всем правилам безопасности. Но всё равно волнительно. Я бы хотела рассказать о другом. О том, какие вопросы еще остались, несмотря на то, что с момента аварии прошло 30 лет. А начнем с того, что я расскажу кратко, как развивались события. Последний день «Комсомольца» Началось всё с пожара в седьмом отсеке. Возгорание возникло в начале двенадцатого. Днем. Почти сразу ушел из жизни матрос Нодари Бухникашвили. Он пытался справиться с огнем. Не смог. На лодке было 69 членов экипажа. Субмарина находилась на глубине 180 метров. Командиром был капитан первого ранка Евгений Ванин. Он не вернулся домой. В спасательной капсуле, где находился Ванин, сорвало крышку. И в
Оглавление

Подводная лодка «Комсомолец» затонула в апреле 1989 года. То есть в 2019 году исполнилось 30 лет с того времени, как субмарина отправилась на дно Норвежского моря, где до сих пор и лежит.

По заявлениям экспертов, радиационное загрязнение планете не грозит. Реактор был остановлен во время катастрофы, а позже лодка была захоронена по всем правилам безопасности. Но всё равно волнительно.

Я бы хотела рассказать о другом. О том, какие вопросы еще остались, несмотря на то, что с момента аварии прошло 30 лет.

А начнем с того, что я расскажу кратко, как развивались события.

Последний день «Комсомольца»

Началось всё с пожара в седьмом отсеке. Возгорание возникло в начале двенадцатого. Днем. Почти сразу ушел из жизни матрос Нодари Бухникашвили. Он пытался справиться с огнем. Не смог.

На лодке было 69 членов экипажа. Субмарина находилась на глубине 180 метров. Командиром был капитан первого ранка Евгений Ванин. Он не вернулся домой. В спасательной капсуле, где находился Ванин, сорвало крышку. И выбраться оттуда смог всего один член экипажа. Остальные, кто был в капсуле, утонули.

Капитан первого ранга Ванин приказал подниматься на глубину 50 метров. Кроме того, он отдал команду продуть цистерны главного балласта.

Подниматься ближе к поверхности нужно было. А вот продувка цистерн, по мнению большинства экспертов, была ошибкой.

Впрочем, не нужно быть экспертом, чтобы прийти к однозначным выводам. Дело в том, что в ходе продувки порвался шланг, по которому шел сжатый воздух. Это привело к тому, что горящий седьмой отсек стал наполняться кислородом. Процесс горения начался более активно.

Постепенно огонь распространялся, дошел до шестого отсека. И там ушел из жизни мичман Владимир Колотилин.

Ситуация стабильно ухудшалась. Продукты горения распространялись по подводной лодке, отравляя членов экипажа.

-2

Командиру стало понятно, что пожар силами команды потушен не будет. Стали готовиться к эвакуации. Но и тут без посторонней помощи что-то сделать было проблематично. Удалось развернуть только один спасательный плот.

Проблема была еще и в том, что экипаж несколько раз подавал сигнал бедствия, но, видно, соответствующая система была повреждена. Поэтому «Комсомолец» услышали только с восьмого раза.

К лодке, которой удалось подняться на поверхность, направили многомоторный самолет Ил-38. Он вылетел с аэродрома в 12 часов 43 минуты. И ему предстояло преодолеть почти 1000 километров. Других самолетов в СССР, которым бы хватило горючего на такой путь, не было.

Командир экипажа Ила Геннадий Петроградский уточнил у Евгения Ванина остановку. А командир подлодки зачем-то сообщил, что всё под контролем. Возможно, что он надеялся стабилизировать ситуацию. Ведь лодка всплыла на поверхность. И большая часть экипажа была жива.

Однако если всё было именно так, то Ванин не учел одну важную вещь: из-за продувки цистерн балласта «Комсомолец» стал крениться. Медленно, но верно. А спасательные судна подошли к месту ЧП только к вечеру.

«Комсомолец» в итоге затонул. Спаслось всего 30 моряков. Их подняли на борт плавбазы «Алексей Хлобыстов». Погибло 42. Это, получается. 72 человека. А на «Комсомольце» было 69 человек. Получается, что не все из тех, кого подняли на плавбазу, выжили.

-3

Ошибки и белые пятна

До сих пор не очень понятно, из-за чего начался пожар. Возможно, что загорелся дозатор кислорода, который не соответствовал лодке.

Во-вторых, эксперты считают, что команда не была готова к ЧС. Яркий пример, что матрос в седьмом отсеке пытался один справиться с пожаром.

Медлил и ошибался капитан первого ранга Ванин, который, судя по всему, долгое время пытался справиться с пожаром и всей этой ситуацией силами своего экипажа. Ничего не вышло, а время было упущено.

По слухам, норвежцы вызвались помочь. Они бы быстро подошли к месту ЧП. Но им отказали в такой возможности.

Можно ли было спасти подводную лодку? Это вопрос, на который нет ответа. Так же, как и на вопрос о том, можно ли её поднять с морского дна. Возможно, если бы это случилось, то на некоторые вопросы, связанные с трагедией, были бы даны ответы.

В 2019 году – в год 30-летия ЧП - некоторые страны обсуждали вместе вопрос о том, чтобы совместными усилиями поднять «Комсомолец» на поверхность. Но с той поры много чего изменилось. Поэтому вопрос, очевидно, откладывается.