"Сицилия - это остров со скудной растительностью, пустынными землями, населенный людьми мало похожими на темпераментных и крикливых итальянцев. Здесь учатся "держать лицо", чтобы никто не прочитал твоих мыслей. Женщины незаметны, а мужчины насторожены. Оказывается, даже в 60-е остров был мало цивилизован: люди спали в домах вместе со скотиной в домах с земляным или каменным полом. Удобства во дворе уступали по численности ямам, выкопанным в углу комнаты. И вот в таких суровых условиях вызревали невероятные и по-своему мощные личности мафиози. "Доменико Альбано, главарь мафии из Боргетто, оказался коренастым мужчиной средних лет, с крючковатым носом и близко посаженными глазами, которого, судя по внешнему виду и одежде, можно было принять за садовника. Одна газета даже отважилась написать, что у него лицо рассерженной крысы, однако тень этого человека легла на зал суда в Витербо, будто тень ястреба на выводок птенцов куропатки".
Норман Льюис, офицер английской контрразведки.
Одно из главных достоинств этой книги в том, что она не рисует мафиози как карикатурных бандитов, а показывает серьезную влиятельную общественную организацию. Возможно самую влиятельную в Италии.
Это не клоуны в черных костюмах, и с золотыми перстнями, это серьезная структура, появившаяся на Сицилии несколько веков назад, во времена хаоса и насилия. Мафия упорядочила, иерархически структурировала общества, заменив собой все ветви власти.
Если верить Норману Льюису, слово «мафия» происходит от арабского слова, означающего «убежище». В первую мафию входили арабы - земледельцы, которые оказались на правах крепостных после того, как норманны завоевали Сицилию в XI веке. Они вымогали плату с богатых землевладельцев, сдающих землю в аренду, и с мелких субарендаторов. Позже, уже в ХХ веке, мафия стала контролировать торговлю сельскохозяйственными продуктами, а затем и весь товарообмен.
Мафия держится в стороне от христианской морали, является врагом всякой мелкой преступности — и в этом смысле помогает полиции, требует слепого повиновения от любого из своих членов, зато способна вытащить из любой передряги. Вендетта, то есть кровная месть, соблюдается неукоснительно, даже если последним старшим мужчиной в роду остается 12-летний мальчик и родственники точно не могут припомнить, кто первый заварил кашу.
Льюис, по совместительству был еще и зятем адвоката-мафиози. Описываемое им, он лицезрел самолично, понимая все тонкости и нюансы Сицилийского общества - достопочтенного общества.
Книга написана живым языком романиста, но описывает реальных людей с документальной достоверностью. Для тех кто хочет изучить историю зарождения такого явления , как орг.преступность - работа Льюса - незаменима.
Это не набор сухих фактов и цифр. Нет, это глубокое исследование, возможно даже доклад (учитывая служение автора английской короне), который отражает все аспекты и взаимосвязи укрепившиеся на Сицилии.
Книга бесподобна, в своем вне жанровом существовании. итал много подобных исследований о японской орг. преступности, но эта написана более элегантно, где-то с юмором, где-то с пониманием и неизменным уважением ко всем участникам.
#литература #отзывынакниги #рецензиинакниги #книги #шедеврымировойклассики #сицилия #книголюбы #норманльюис #достопочтенноеобщество #мафия