Найти тему
Мир Итальянского Кино

Тема России в истории итальянского кино

1920 год – год парадоксальный, год- рекордсмен в истории кино Италии XX века по количеству снятых полнометражных фильмов в условиях тяжелейшего кризиса национального кинопроизводства.

Первые два десятилетия XX века (до вступления Италии в Первую мировую войну) были лучшими, «золотыми» годами кино Италии. Кинопродукция Апеннин была хорошо известна во всех странах мира.

Это происходило не только благодаря профессионализму и удивительной энергии молодых кинематографистов, но и во многом благодаря всемирной славе и «магической красоте» первых итальянских кинодив.

В 1920 г. во всем мире образ Италии ассоциировался с Франческой Бертини, Лидой Борелли, Пиной Меникелли, Ледой Гиз, Дианой (Анной) Каренн, Италией Альмиранте-Мандзини, Соавой Галлоне.

Кинодивы этого периода имели самые высокие гонорары в кино Италии всего XX века, и еще на заре кино получали письма от своих страстных поклонников даже из стран Дальнего Востока (Японии, Королевства Сиам и др.).

Еще задолго до появления Голливуда около 20 крупных кинокомпаний Турина, Милана, Рима и Неаполя, помимо целого созвездия крохотных, но очень эффективных «фабрик грёз», ежегодно снимали сотни разножанровых фильмов: экранизации известных драматургических произведений, драмы, комедии, фарсы, приключение, фантастику, религиозные и исторические фильмы, документальные ленты.

В 1918-1920 гг. главной проблемой, ставившей под угрозу само существование национальной кинематографии, стал тяжелейший экономический и внутриполитический кризис послевоенной Италии, усугубившийся унизительным положением в кругу вчерашних союзников-победителей.

Послевоенное кино Италии 1918-1919 г., не имея какой-либо государственной поддержки, оказалось на пороге неминуемой катастрофы. С целью безотлагательного спасения национальной кинематографии в 1919 году, при поддержке двух крупных финансовых учреждений – «Banca italiana di sconto» и «Banca commerciale italiana», в Италии было создано первое кинообъединение (Trust) «Союз Кинематографистов Италии» («Unione Cinematografica Italiana» - U.C.I. - акционерная компания) с уставным капиталом 30 млн. лир.

Инициаторы проекта – кинематографисты - продюсеры Джузеппе Бараттоло, барон Альберто Фассини и др. Данный союз предложил своим членам эффективную интеграцию, взаимопомощь кинопроизводства, коллективную дистрибуцию и, самое главное, финансирование.

Брошюра Марика Паскуале «Искусство создания сюжета для кинематографа». . В настоящее время данная брошюра по-прежнему вызывает большой интерес переиздается, цитируется), а также дает хорошее представление «кухни» создания кинофильмов данного периода
Брошюра Марика Паскуале «Искусство создания сюжета для кинематографа». . В настоящее время данная брошюра по-прежнему вызывает большой интерес переиздается, цитируется), а также дает хорошее представление «кухни» создания кинофильмов данного периода

В 1920 году Италия по количеству снятых фильмов (с цензурной визой) заняла третье место в мире: Германия (513), США (480), Италия (415), Великобритания (170), Франция (113).

Речь идет об абсолютном рекорде итальянского кинопроизводства за весь XX век, включая наши дни. К примеру, в послевоенные годы самым плодотворным был 1959 г. – 164 фильма; 1972 – 280; 1980 – 163; 1988 – 150; 2000 – 103; 2010 – 141; 2018 – 210 ; 2019 – 193.

Тема России в итальянских публикациях 1920-х гг.

Крылов. Русские сказки
Крылов. Русские сказки

Согласно исследованию «Russi in Italia», в 1920 г. в Италии вышли в свет 53 публикации (романы, рассказы, пьесы, сборники стихов, монографии), связанные с Россией: переводная художественная литература (Пушкин, Лермонтов, Крылов, Достоевский, Блок, Чехов, Куприн, Гаршин, Андреев, Арцыбашев, Аверченко и др.), политическая литература (Кропоткин, Ландау-Алданов, Слоним, Водовозов, Зензинов, Волконский, Пульезе, Рэнсом, Чиккотти, Вандерлип и др.).

В итальянской периодической печати (газеты, журналы) в 1920 г. было опубликовано 515 статей, имеющие отношение к России.

Стоит упомянуть о некоторых наиболее значимых российских / славянских актрисах итальянских фильмов 20-х годов прошлого века.

Павлова (Зейтман) Татьяна Павловна / Pavlova (Pawlova) Tatiana (знаменитая русская / итальянская актриса театра и кино, режиссер, педагог, выдающийся деятель культуры Италии); в 1920 г. сыграла главные роли в 2 фильмах: драма «Цепь» / «La catena»; драма
«Роковая орхидея» / «L'orchidea fatale».
Павлова (Зейтман) Татьяна Павловна / Pavlova (Pawlova) Tatiana (знаменитая русская / итальянская актриса театра и кино, режиссер, педагог, выдающийся деятель культуры Италии); в 1920 г. сыграла главные роли в 2 фильмах: драма «Цепь» / «La catena»; драма «Роковая орхидея» / «L'orchidea fatale».

Татьяна Павловна Павлова (Зейтман) / Tatiana Pavlova (Pawlova), 10 декабря 1890 Ектеринослав (Днепропетровск) – 7 ноября 1975 г. Гроттаферрата (Рим); родители: Павел и Фанни Терещенко; выдающийся деятель культуры Италии, актриса, режиссер театра, кино, оперных спектаклей; театральный педагог. В Италии (предположительно) с 1919 г.

Татьяна Павловна Павлова (Зейтман)
Татьяна Павловна Павлова (Зейтман)

В Италии бережно хранится память о Татьяне Павловой – не только как об актрисе, знаменитом режиссере-постановщике итальянской драмы и оперы, театральных радиопостановок, но и талантливом педагоге (руководитель кафедры режиссуры), воспитавшем несколько поколений итальянских режиссеров и актеров в стенах Академии драматического искусства в Риме, куда она была приглашена в 1935 г. основателем Академии Сильвио Д’Амико (1887-1955, театральный критик, теоретик),. Следует отметить, что Академия «Сильвио Д’Амико» по сей день является одним из самых авторитетных учебных заведений в мире

Татьяна Павлова5 (Tatiana Pawlova) в роли Татьяны Красовской в драме "Роковая орхидея", фильм утрачен
Татьяна Павлова5 (Tatiana Pawlova) в роли Татьяны Красовской в драме "Роковая орхидея", фильм утрачен
Вот, наконец, фильм, в котором кинокамера работает не для того, чтобы скрывать недостатки и неспособность так называемых артистов двигаться, постоянно перемещаться, и посредством смены декораций вызывать интерес публики!..

Нельсон Берта / Nelson Berta, настоящее имя Берта Каценельсон / Katzenelson; родилась в Одессе в 1890 г.; русская / итальянская кинодива немого кино, «белокурая дочь Невы», итальянский продюсер; глава кинокомпании «Nelson film» (в 1921-1923 гг. было снято 5 фильмов, включая фильм А. Уральского «Дама-скиталица» / «La dama errante», 1922)
Нельсон Берта / Nelson Berta, настоящее имя Берта Каценельсон / Katzenelson; родилась в Одессе в 1890 г.; русская / итальянская кинодива немого кино, «белокурая дочь Невы», итальянский продюсер; глава кинокомпании «Nelson film» (в 1921-1923 гг. было снято 5 фильмов, включая фильм А. Уральского «Дама-скиталица» / «La dama errante», 1922)
Маковска (Маковская) Елена / Makowska Elena – 1893-1964; род. в Кривом Роге; итальянская / польская / русская / украинская / немецкая актриса немого кино; артистка оперетты; одна из самых известных актрис со «славянским обаянием» в европейском немом кино: снялась в 46 фильмах; в 1920 г. сыграла главные роли в двух итальянских фильмах:
драма «Ускользающая слава» / «Fugge la gloria» и «Влюбленная синьора» / «La signora innamorata»
Маковска (Маковская) Елена / Makowska Elena – 1893-1964; род. в Кривом Роге; итальянская / польская / русская / украинская / немецкая актриса немого кино; артистка оперетты; одна из самых известных актрис со «славянским обаянием» в европейском немом кино: снялась в 46 фильмах; в 1920 г. сыграла главные роли в двух итальянских фильмах: драма «Ускользающая слава» / «Fugge la gloria» и «Влюбленная синьора» / «La signora innamorata»
Каренн Диана / Diana Karenne; второй псевдоним: Анна Каренн / Anna Karènne – аллюзия к Анне Карениной; настоящее имя: Leucadia Konstantin / Леокадия Констанция (?) Рабинович; 1888–1940; знаменитая итальянская, польская, русская, украинская, французская, немецкая
актриса
Каренн Диана / Diana Karenne; второй псевдоним: Анна Каренн / Anna Karènne – аллюзия к Анне Карениной; настоящее имя: Leucadia Konstantin / Леокадия Констанция (?) Рабинович; 1888–1940; знаменитая итальянская, польская, русская, украинская, французская, немецкая актриса

Диана Каренн - итальянская кинодива, ассоциировалась в кино Италии с мифом русской рoковой женщины; «умнейшая из див», «мозговая дива» (diva cerebrale), «мятежная актриса-кочевница»; кинорежиссер, сценарист, продюсер, художник, музыкант, поэт; в 1920 г. снялась в 4 фильмах (также режиссер, сценарист): драма «Мисс Дороти» / «Miss Dorothy»; любовная мелодрама «Студентка» / «La studentessa»; любовная драма «Индиана» / «Indiana»; любовная драма «Аве Мария» / «Ave Maria.

Писаревская Елена Сергеевна, Леонидофф Илеана
Писаревская Елена Сергеевна, Леонидофф Илеана

Леонидофф Илеана / Leonidoff Ileana (1893-1968; актриса, знаменитый балетмейстер, «королева русской эмиграции в Италии») – в 1920 г. снялась в 3 фильмах: религиозная драма «Юдифь и Олоферн» / «Giuditta e Oloferne»; фильм-колосс «Святая Библия» / «La sacra Bibbia»; драма «Полет цапель» / «Il volo degli aironi».

Елена Сергеевна Писаревская, 3 марта 1893 (Севастополь) – 1 января 1968 (Лима, Перу); знаменитая танцовщица, хореограф с мировым именем, кинодива немого кино Италии; являлась одной из самых авторитетных и влиятельных персон «русской эмиграции» в Италии;

отец – вице-адмирал Сергей Петрович Писаревский (1848-1908), мать – Клеопатра Гавриловна Судковская (1859-1946); постоянное жительство в Италии, предположительно, с 1911 (жила в Риме с мамой и сестрой); сценический дебют в качестве оперной певицы: 6 марта 1916 (Академия филармонии, Рим); участия в благотворительных концертах Национального театра (Рим); дебют в кино: «Торпедная атака в Океании» (реж. Аугусто Дженино, 1808 м. / 66 мин., 1917), «Таис» / «Коварное очарование» (реж. Антон Джулио Брагалья, 1446 м, 1917); многолетнее творческое сотрудничество с Aldo Molinari; соучредитель частной школы танцев в Риме; соучредитель танцевальной группы «Balli russi Leonidoff» (1920); прима-балерина, директор Королевского оперного театра в Риме (1927); в 1932 г. покинула Италию, жила в разных странах Латинской Америки (Боливия, Эквадор), занималась созданием национальных Академий танца Боливии, затем в Эквадоре; 1953 г. - высокая правительственная награда Боливии «Cavaliere del lavoro» / «Condor de los Andes»; последние годы (1962-1965) жила в Перу (Лима).

Беляева Ольга / Olga Org / Olga de Belajeff, / Olga von Belajeff / Org de Belajeff Olga (известная актриса европейского немого кино) – в 1920 г.
снялась в 1 фильме: криминальная драма «Медаль и ее оборотная сторона»
/ «La medaglia e il rovescio»
Беляева Ольга / Olga Org / Olga de Belajeff, / Olga von Belajeff / Org de Belajeff Olga (известная актриса европейского немого кино) – в 1920 г. снялась в 1 фильме: криминальная драма «Медаль и ее оборотная сторона» / «La medaglia e il rovescio»

Беляева Ольга / Olga Org / Olga de Belajeff, / Olga von Belajeff; род. 16 марта 1900 г; актриса немого кино России, Италии, Германии, Дании, Франции; снялась в 22 фильмах; в России сотрудничала с Ф.Ф. Комиссаржевским, А.О. Дранковым, И.Н. Ермольевым; в эмиграции (Италия) с 1919 г.; большой творческий успех в фильме «Музей восковых фигур» (реж. Поль Лени, Германия, 1924); последняя работа – «Вуаль танцовщицы» / «Le meneur de joies» / «Die Schleiertänzerin» (реж. Шарль Бурге; пр-во Франция, Германия; 1929 г.); подробности биографии после 1929 г. неизвестны.

Самые искренние чувства радости, глубокое уважение и гордость вызывают работы наших соотечественников, принявших активное участие в итальянском кинопроцессе 1920 г.

Итальянскими кинокритиками была дана высокая оценка фильмам «русской туринской группы», как пример для подражания отечественным кинематографистам. Это свидетельствует о высоком уровне мастерства российского немого кино этого периода, способного успешно конкурировать на мировом уровне.

Не только по кинофильмам, но и по большому количеству публикаций, свидетельствам многих культурных мероприятий 1920 г. можно сделать вывод о живом интересе в итальянском обществе к русской культуре и России в целом.

На этом у меня всё. Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и делитесь постом в соцсетях, если Вам было интересно ;))

До скорых встреч!

Подпишитесь на наш канал, так Вы будете чаще видеть статьи в своей ленте. Если вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ.