Найти в Дзене

Книжный клуб (рассказ, часть 5)

В предыдущей части рассказа Лена справилась с тревогой и волнением и наконец-то позвонила инвестору Марату Рамильевичу, владельцу книжного в центре Москвы. Поведав ему свой план по открытию книжного магазина в спальном районе, она ждала быстрого принятия решения, однако бизнесмен не торопился с ответом. После напоминания о себе, Лене было обещано, что помощник Илюша ей перезвонит. Встречи книжного клуба все больше напоминали дружеские посиделки, но ведь девушка и организовывала свой клуб отчасти для того, чтобы найти новых друзей по интересам. Сейчас же главной целью для Лены было убедить помощника бизнесмена в будущем успехе книжного магазина. Два дня спустя, после того, как я напомнила о себе Марату Рамильевичу и получила от него указание ждать звонка помощника, мне действительно позвонил неизвестный номер. — Алло? Это Елена? Меня зовут Илья, звоню по поручению Марата Рамильевича. Что вы хотели с ним обсудить? Как невовремя! У меня у самой на работе совещание через пять минут! — Ил

В предыдущей части рассказа Лена справилась с тревогой и волнением и наконец-то позвонила инвестору Марату Рамильевичу, владельцу книжного в центре Москвы. Поведав ему свой план по открытию книжного магазина в спальном районе, она ждала быстрого принятия решения, однако бизнесмен не торопился с ответом. После напоминания о себе, Лене было обещано, что помощник Илюша ей перезвонит. Встречи книжного клуба все больше напоминали дружеские посиделки, но ведь девушка и организовывала свой клуб отчасти для того, чтобы найти новых друзей по интересам. Сейчас же главной целью для Лены было убедить помощника бизнесмена в будущем успехе книжного магазина.

Два дня спустя, после того, как я напомнила о себе Марату Рамильевичу и получила от него указание ждать звонка помощника, мне действительно позвонил неизвестный номер.

— Алло? Это Елена? Меня зовут Илья, звоню по поручению Марата Рамильевича. Что вы хотели с ним обсудить?

Как невовремя! У меня у самой на работе совещание через пять минут!

— Илья, могу ли я перезвонить вам через час? — вежливо попросила я.

— Как вам угодно! — тотчас же надменно ответил помощник и отключился.

«Ну что еще за фрукт! — подумала я с горечью. — Будет ли он меня слушать со вниманием, когда я смогу перезвонить?»

Впоследствии выяснилось, что Илюша был прекрасным помощником. В его профессионализме сомневаться не приходилось, это я узнала, когда мы начали более тесную коммуникацию. Да, пожалуй, ему не хватало такта, но этого в Московском бизнес-мире и не ждешь. То есть ждешь, но редко получаешь. Имя же Илюша к нему подходило безошибочно: мягкие черты лица, светлые вьющиеся волосы, совершенно неспортивная внешность. С виду он напоминал плюшевого медвежонка-переростка. Внутри же был сильный деловой стержень, который старался максимально оградить своего начальника от ненужных деталей, разговоров, людей и идей.

Мне очень хотелось как-то расположить его к себе, но он был отстранен и холоден в общении, хотя с деловой точки зрения претензий у меня к нему не было: на звонки и электронные письма отвечал, необходимую мне информацию предоставлял.

Мы встречались очно несколько раз (в том знаменитом книжном в центре Москвы), но мое искреннее восхищение количеством и ассортиментом книг не тронуло его. Думаю, вы представляете, что человек, который там постоянно работает, уже не обращает внимания на обширную коллекцию книг, которые манят пестрыми обложками со всех сторон. Я же в своей жизни посетила не так много книжных: несколько маленьких в своем провинциальном городе, несколько покрупнее — будучи в различных путешествиях, и такого размаха как в этом месте я не встречала нигде. Моя коллекция книг была куплена через интернет, а львиная доля находилась в электронной библиотеке.

Спустя месяц после предварительных переговоров мы с Ильей начали плотное сотрудничество. Мной был разработан пошаговый бизнес-план, в который было внесено множество коррективов. Илья проделал колоссальную работу, поскольку мой план в первоначальном виде был далек от реальности. Исправив все неточности, добавив необходимые детали, подготовив краткую, но емкую презентацию, я всё отправила помощнику инвестора, а он, в свою очередь, должен был направить файлы на рассмотрение своему боссу. Еще через неделю Илья позвонил мне и сообщил своим ровным голосом, в котором всегда сквозила прохладца, что Марат Рамильевич одобрил мой бизнес-план и готов инвестировать в книжный магазин, однако у него есть ряд комментариев, которые он хотел бы обсудить на личной встрече.

Это была победа! Моя мечта начинала сбываться. Конечно, меня беспокоил тот момент, что бизнесмен внесет свои поправки, мало ли что он захочет изменить. Вдруг он захочет открывать магазин в совершенно другой локации? Это корне меняет весь план.

На ближайшие несколько дней я потеряла голову от счастья. «У меня будет книжный, у меня будет книжный! Не верится! Это что, сон?». Собрания книжного клуба проходили все так же регулярно, мы еще больше сблизились. Новость о том, что «книжному — быть» стала сенсацией. Не обсудив ни строчки из книги, которую мы условились прочитать в прошлый раз, весь вечер мы посвятили обсуждению концепции книжного магазина.

— Ты уже придумала название? — спрашивала Яна.

— А в каком корпусе он будет находиться? — Женя.

— Леночка, ты сильно спешишь, — говорил Руслан Александрович (новичок в нашем клубе, который очень любит давать всем советы). — На мой взгляд, а я в бизнесе что-то смыслю, надо бы сначала провести ревизию помещения. Вдруг там трубы текут или из окон дует?

Сначала я воспринимала слова Руслана Александровича исключительно как бубнеж пенсионера, но потом мне пришло в голову, что вообще-то он прав. Да, Марат Рамильевич инвестирует средства, но все насущные вопросы — важные и неважные, имеющие отношение к книгам ли, к покупателям или к бытовым проблемам — решать мне. Я снова почувствовала себя маленькой девочкой, которая ничего не хочет решать, а хочет сидеть в уютном кресле, читать книжки и есть мороженое. Чуть позже чувство страха переросло в осознание ответственности, но моему мозгу на это понадобилось некоторое время.

— Значит, сбор нашего клуба будет проходить в книжном? — спросил Олег Воронцов. Его жена тут же сказала: — Понадобится отдельная комната, мы же не можем сидеть среди стеллажей и полок.

Я постаралась ответить максимально честно: «Я не зна-а-а-ю!». В голове у меня много мыслей, но я еще не обсуждала свою идею лично с инвестором, поэтому ничего конкретного сказать не могу.

В пятницу вечером у меня была назначена встреча с Маратом Рамильевичем. Стояла прохладная апрельская погода, смеркалось. Сразу после работы я направилась знакомой дорогой в книжный. Коленки у меня тряслись, ручки потели, все как положено в ситуации волнения и стресса. Перед встречей оставалось полчаса, и я решила выпить кофе, но он в меня откровенно не лез. Промучившись со стаканчиком минут десять, я все-таки вылила напиток под ближайшее дерево, выкинула стакан и шагнула в неизвестность, т.е. в разговор с инвестором.

Марата Рамильевича я застала в своем кабинете — небольшой квадратной комнате, где помимо широкого стола шефа стояли четыре или пять стульев напротив. Кроме того в кабинете стояли несколько стеллажей, на которых были размещены книги, а также регалии бизнесмена: грамоты, награды, дипломы и пр. С большим волнением я смотрела на хозяина кабинета, которого раньше очно не встречала. Невысокий, крепкий мужчина возрастом около пятидесяти лет, с седеющими черными волосами и темно-карими глазами. Он поздоровался и жестом пригласил сесть. Я опустилась на кресло и почувствовала, что пора начинать, но не знаю, с чего. Из-за нервов мои мысли путались и в голове получилась каша из «мой бизнес-план…ваши коррективы…где будет помещение…сколько нужно персонала…ваш магазин впечатляет размерами…прекрасная коллекция книг…кстати я очень люблю читать». В это время бизнесмен смотрел на меня изучающе, его ясный и уверенный взгляд наконец остановился на моих испуганных глазах.

— Елена, вы не волнуйтесь, я вас есть не собираюсь, — сказал он без улыбки, но глаза его потеплели.

— Я просто очень хочу, чтобы вы поверили в успех моего дела, в то, что книжный магазин можно открыть в нашем районе, — сбивчиво говорила я. — У меня нет опыта в этом деле, я имею ввиду открытие магазина, но я очень хочу, чтобы книги были доступны для людей, для таких же безумных любителей чтения как я.

Марат Рамильевич усмехнулся.

— Лена, давай так. Мне нравится идея книжного магазина. В твоем бизнес-плане все неплохо, но есть одно но. Коммерчески это будет невыгодно — продавать только книги. Печать книг — дело дорогое, поэтому они всегда стоят недешево. В спальном районе маловероятно будут покупать много дорогих книг. Отбить аренду помещения можно в случае, если в магазине продается что-то еще, что будет создавать поток клиентов. В нашем случае подходит смежная продукция: канцтовары, разные товары для детей и школьников: ручки, тетрадки, карандаши и фломастеры, сувениры, календари и прочее.

Я нахмурилась. Ну, не люблю я всю эту цветную мишуру. Все школьные и студенческие годы проходила с синей ручкой и простыми тетрадками без картинок. Никогда не понимала девчонок, которые визжали и тащились от розовых ручек с бантиками и тетрадок с милыми котиками на обложке.

— Марат Рамильевич, а это обязательно? Может, лучше кофемашину поставить и булочки продавать?

— Дело в том, что кофе и булочки — это совершенно другая лицензия. К тому же в вашем районе, насколько я видел из отчет своего помощника, кофейных заведений уже достаточно. Инвестировать средства я буду только в книжный магазин с канцтоварами. Обрати внимание, сколько сопутствующих товаров продается в моем книжном. Это не из-за того, что я хочу продавать все на свете, нет. Большую часть прибыли, можешь себе представить, приносят не книги, а разные подарки и сувениры, хотя казалось бы — самый большой книжный магазин Москвы. Но мы не библиотекари, мы коммерсанты, поэтому продаем то, что покупают. Кстати, читать я тоже люблю.

Тут я улыбнулась: ну хоть в этом мы схожи. Он продолжил:

— Еще одним условием будет название. Я пообщался с другими книжными предпринимателями, книжных сетей у нас в Москве хватает. Я бы хотел, чтобы твой магазин (ненавязчиво он перешел на «ты») не вызывал ассоциаций с моим магазином, т.к. это все-таки не сеть и не дочка, а отдельный проект, и не имел схожего названия с имеющимися известными сетями.

— Да, я ведь предложила несколько вариантов в бизнес-плане.

— Я видел, мне они не понравились. Прошу еще подумать с учетом моих пожеланий.

Я пообещала, что подумаю.

— И наконец, меня интересует еще один вопрос. У тебя есть команда?

— Команда? — переспросила я.

— Ну да, люди, с которыми ты будешь открывать магазин. Помощники, ассистенты, называй как хочешь.

Мне почему-то стало страшно признаваться, что никого у меня нет. Я уже хотела сказать, что единолично всем занимаюсь, как вдруг вспомнила про книжный клуб. С членами клуба мы столько деталей обсудили.

— Ну да, — несколько неуверенно сказала я, — можно сказать, что есть. Мы состоим в одном книжном клубе. Ну, то есть, я его организовала, а теперь у нас проходят регулярные встречи, мы обсуждаем прочитанные книги.

— Интересно! — Марат Рамильевич подался вперед. — Где же вы встречаетесь?

— Сейчас в кафе, а в теплое время года собирались во дворе. Потом я планировала перенести книжный клуб в магазин.

— Постой, но это не отражено в твоем бизнес-плане. Там же должно быть специальное помещение, где вы будете собираться.

— Ну, я не придавала этому значения, — сказала я. — Это как дополнение, все-таки книжный клуб — не коммерческий проект, денег он не приносит, это просто собрание единомышленников.

— Хм, дай подумать, — он откинулся на спинку стула, немного прикрыл глаза. Я наблюдала за рождением какой-то идеи в его голове. Несколько минут прошло в тишине. За это время я разглядывала стеллажи с книгами. Одна полка была занята собранием сочинений русских авторов, другая — зарубежных классиков. На верхней полке стояли бизнес-издания для управленцев и предпринимателей. Тут он вышел из задумчивого состояния транса и негромко кашлянул, привлекая мое внимание.

— Вы что-то придумали? — спросила я.

— Да. Что скажешь, если мы возьмем помещение побольше, с дополнительной комнатой, где смогут проводить выступления приглашенные спикеры? Позовем известных авторов, поэтов, писателей. Магазин станет популярным. Эту же комнату вы сможете занимать своим книжным клубом, а в оставшееся время мы будем ее сдавать для проведения различных мероприятий: лекций, семинаров, мастер-классов, — Марат Рамильевич явно был вдохновлен своей затеей. Я же подумала: «вот что значит предприниматель: за пять минут придумать, как можно значительно увеличить прибыль».

— Это интересно, — сказала я. Слишком уж неожиданным было его предложение.

— Лена, давай возьмем паузу, ты все обдумаешь, скорректируешь бизнес-план, придумаешь название, и мы пересчитаем сумму, которая понадобится для открытия магазина.

На этом наша встреча была окончена. Я ушла окрыленная новыми идеями, и в целом мне очень понравилось общаться с инвестором. Он был в меру деликатен и к тому же невероятно профессионален. С другой стороны, меня пугало, что проект слишком разрастается и из небольшого книжного превращается в модный магазин канцтоваров с лекторием, где помимо прочего будут продаваться книги.

Продолжение здесь!