Художник, уделявший особое внимание форме и пластике предмета, он всю жизнь исследовал различные материалы, техники и новые методы декорирования изделий.
Юрий Васильевич — народный художник России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, член Российской академии естественных наук (РАЕН). В 1966 — 1979 годы работал сначала художником, а затем главным художником стекольного завода «Восстание». С 1977 по 1979 год — художник Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС).
Юрий Жульев был нестандартно мыслящий художник, опередивший тенденции развития современного художественного стекла на много лет вперед. Произведения художника незаурядны, порой спорны, среди них нет повторов. В своих работах он максимально использовал пластическую выразительность и природные качества стекла как материала.
Жульева всегда привлекал эксперимент, позволяющий открывать новые возможности стекла, ему была свойственна смелая импровизация и большая творческая интуиция в сочетании с высоким уровнем мастерства. За свою творческую жизнь художник стал автором нескольких сотен произведений. Среди них были не только уникальные выставочные образцы, но и бытовые массовые изделия. Известны его дизайнерские разработки больших столовых сервизов из бесцветного тонкостенного стекла, одновременно практичных и эстетичных, простых и строгих по форме, в чем угадывалось влияние «ленинградской» школы.
В бытность Юрия Васильевича главным художником стеклозавода «Восстание» коллектив активно осваивает новые технологии и начинает выпуск изделий из гутного стекла и хрусталя. В этом процессе самое активное участие принимал молодой главный художник, чьи открытия и нововведения сильно повлияли на заводскую технологию.
В одном из самых своих известных произведений, декоративном ансамбле «Россия» автором применен редкий декоративный прием – амальгамное покрытие, создающее зеркальный фон на поверхности предмета, отражающий и преломляющий свет. Покрытие из амальгамы не нашло широкого применения в стеклоделии, поскольку этот материал является высокотоксичным веществом, в составе которого содержится ртуть.
Художник часто применял сульфидно-цинковое стекло для расширения цветовой палитры своих произведений, главным образом, для декоративных выставочных ансамблей, иногда рассчитанных на трансформацию, когда перевернутый стакан мог превратиться в вазу. В этом проявлялось особое конструктивное мышление автора, когда утилитарные формы с помощью необычных декоративных приемов превращаются в бесполезные предметы. Такой гротеск в стеклоделии был в дальнейшем продолжен рядом других художников, а само это направление в творчестве Юрия Жульева была названо искусствоведами «пародийным стеклом». Это явление вообще было характерно для русского стекла как особое направление народного искусства: всевозможные кубки-шутихи и прочие «потешные сосуды».
В конце 1970-х годов Жульев начинает творческие поиски в скульптурной пластике. Например, им созданы скульптурные группы в виде семейства медведей к предстоящим олимпийским играм в Москве в 1980 году. За серию таких автор был удостоен первого места на Всесоюзном конкурсе Олимпийского комитета СССР.
Работал Юрий Жульев и с хрусталем. Его хрусталь это, прежде всего, работа с пространством внутри самого произведения, стремление выявить его световые и оптические свойства.
В 1980-е годы важное место в творчестве художника занимает «лепное стекло». Декоративная композиция «Археология» из цветного стекла с воздушными пузырьками, напоминает древние артефакты, найденные при раскопках. В этой работе гармонично сочетаются желтовато-коричневый оттенок стекломассы с формами в виде древних амфор.
Дальнейшее развитие художественного стеклоделия Юрий Васильевич видел в выходе в архитектурное пространство, где стекло могло бы органично сочетаться с любым природным материалом.
Произведения Юрия Жульева находятся в собрании множества российских музеев, а его имя как одного из видных мастеров отечественного декоративно-прикладного искусства было включено в Большую Советскую Энциклопедию.
#Юрий Жильев
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#год культурного наследия народов россии