Джордж Мартин однажды сказал: «Вы никогда не слышали "Sgt. Pepper" по-настоящему, пока не послушали его в моно».
Уже давно известно, что моно миксы были единственными миксами, над которыми работали сами Битлз. В то время моно было стандартом: его признавала и сама группа, выросшая на нём. Единственным альбомом Битлз, который был произведён и задуман в стерео, был «Abbey Road» — последний, который они сделали.
Тем не менее, все ли записи Beatles лучше слушать в моно? Я бы сказал, большинство. Но не все.
Я действительно думаю, что ранние записи The Beatles 1962-1965 годов (или около того) ничего не выигрывают в стерео, а в некоторых случаях стерео миксы являются явным недостатком! Начиная с 1966 года, это полная ерунда: «Eleanor Rigby» — просто катастрофа в стерео, с вокалом в одном ухе и струнными в другом. Однако, «Strawberry Fields Forever» и «Tomorrow Never Knows» лучше звучат в стерео.
«Sgt. Pepper» — самый дотошный и тщательно проработанный альбом Битлз, поэтому нам надлежит хотя бы разок послушать его в моно, поскольку именно под этой версией они и «подписались». И тут есть много интересного.
Одна из вещей, которые произошли с оркестровой техникой в конце 19-го и в начале 20-го веков, заключается в том, что она сильно усложнилась. Оркестры привыкли играть гораздо более синхронно, отчасти из-за очень влиятельной практики Артуро Тосканини (1867 - 1957), который был строгим парнем, играющим всё так, как «написано». Однако это нравилось не каждому композитору.
Например, Рихарду Штраусу (чья музыка была использована даже как саундтрек в «2001: A Space Odyssey») это не нравилось, потому что он писал свою музыку, ожидая, что оркестры не будут её играть со строгой внутренней синхронизацией. Он хотел, чтобы всё звучало как бы «размыто».
Самый тщательный трек на «Sgt. Pepper» — это первый трек, записанный группой, «A Day in the Life». Среди прочего, он примечателен своей многочастной природой, в том числе двумя оркестровыми крещендо, где звук переходит от самой низкой к самой высокой ноте, которую можно сыграть в трезвучии E мажор. Весь смысл этого трюка заключался в том, чтобы произвести эффект, который Леннон, главный автор песни, описал как «переход из ничего на край света». Леннон стремился к этому в духе Рихарда Штрауса, осознавал он это или нет: что-то жуткое, нервирующее и сильное.
Они добились этого, наняв небольшой оркестр и несколько раз записав одну и ту же минусовку. Таким образом, эффект достиг необходимой массивности. Они рассчитали время, заставив Мэла Эванса (их ассистента) скандировать номера тактов. По техническим причинам стереть его голос с готового трека было невозможно.
Но если вы слушаете «Sgt. Pepper» в стерео, то «многодорожечный» оркестр и голос Эванса слышны очень отчётливо, потому что природа хорошего стерео микширования состоит в том, чтобы стереть всякую «двусмысленность» и подчеркнуть ясность каждого отдельного элемента.
Если слушать в моно, то всё гораздо более размыто и нечётко, а общий эффект, к которому и стремилась группа, гораздо мощнее. В моно это более «тревожно», потому что вы не можете сказать, когда начинается оркестровое крещендо — оно «подкрадывается» к вам. Таким образом, моно версия лучше, чем стерео, только потому что она лучше отражает то, что и имела в виду группа. Это был конкретный пример того, почему «Sgt. Pepper» лучше звучит в моно.
Стерео миксы альбомов «Битлз» контролировались не самой группой, а Мартином или членами продюсерской группы. По какой-то причине у них было привычной практикой резко подчёркивать положение любого элемента звучания в стерео за счёт экстремального размещения дорожек.
На создание «Sgt. Pepper» ушло больше времени, чем на создание любого альбома The Beatles до этого момента. Это было результатом чрезвычайной точности аранжировок и часто экстравагантного выбора инструментов. Моно микс предполагает, что Битлз не особенно хотели подчёркивать особенности самой записи, предпочитая вместо этого делать аранжировки, которые были бы непосредственно эффектными и захватывающими. Моно версии песен все без исключения более массивны, более интегрированы и содержат больше низких частот, чем стерео версии.
Стереоверсии, в которых разные блоки инструментов размещались в заметно разных местах «стереоизображения», создавали неожиданный и неприятный эффект. Именно это, я думаю, и способствовало незаслуженной репутации «Sgt. Pepper» как «искусственного» и претенциозного.
Стерео «Sgt. Pepper» представляет собой арт-поп пластинку. Моно «Sgt. Pepper» — это рок-альбом.
По материалам поста Alex Johnston, который представился как «слушаю Beatles с 1975 г., писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».