Найти тему
игорь горев

Второй Сталинский разговор

Если честно, не думал, что придётся продолжать эту тему. И даже не знаю, какие литературные примеры использовать, следуя выбранному жанру. Уповаю, что в ходе написания статьи что-нибудь да вспомнится.

Во-первых, позвольте отблагодарить всех за ваши комментарии. Они позволили снова убедиться: тема нашей непростой истории волнует многих, и чрезвычайно, значит у нас есть будущее.

Но далее позвольте уточнить, возможно я не вполне ясно выразил основной посыл в статье «О Сталине неоднозначно и т.д.», постараюсь исправиться сейчас.

Замысел был следующий.

Уж очень современник закопался в цифре, будь она неладна. Двузначный код заслонил перед нами весь остальной многообразный мир. По-моему, цифры должны быть вторичны, не они составляют человеческую суть – они должны служить ей. Человеку. Люди сшибаются лбами из-за вопроса: сколько? Но задумайтесь, почему? Почему «дважды два» вдруг перестало быть однозначным ответом, хотя так должно быть. Почему мы допустили «вирус лжи» в свои головы, как ту же программу Касперского (ничего личного против программы не имею, вопрос в том, что её установка сама по себе начинает работать на торможение, т.е. некорректно и мешает) которую мы вынуждены употреблять: «оцифрованный мир таков и требует защиты».

Мне ясно одно: цифры Сталинской эпохи таковы, каковыми их сделала сама эпоха и никакие другие. Цифры эти и печальны и поучительны и предупреждение будущим поколениям. Но предупреждение не в стиле современных либеральных трибунов: «вот к чему приводят все революции!» Вам бы, господа ораторы, найти лучшее применение краснобайству и обратить ваши «филиппики» против казнокрадов всех мастей и казуистике. Считаю эти две беды, а не внешние враги, станут камнем преткновения для нашего современного общества.

Да, все революции приводят к термидорам и страстям нешуточным. Но что послужило, что или кто стал предтечей? Может те, кого всю жизнь унижали и кому внушали сознание червя, сознание раба? Или всё-таки причина кроется в тех, кто возомнил себя первосортным, элитным и вообще избранником высшей воли?

И что вы хотите от «быдла», когда оно вдруг осознает в себе человеческое начало, но из века в век ему внушали звероподобие? Вы ожидаете от восставших гуманности? Когда «сливки общества» в тех же условиях показывали далеко не лучшие образчики культуры. Ни театральные ложа, ни светские балы, ни ночные катания «аж в четырёх каретах» с пажами на задах, ни чтение классики не внушили этим избранникам судьбы сострадания и чувство справедливости к ближнему. Господа, правда, схватились не за вилы и топоры, а цивилизованно уповали на огнестрельное оружие и воинскую выучку, казачьих лав и гвардейских полков.

Хотя с классической литературой я погорячился. Именно литературное слово, слово печатное, слово рукописное, слово пронесённое сквозь времена породило декабристов и народников. Именно слово растопило сословный лёд, сковывающий сердца снобов и спесивцев, сами себя провозгласивших небожителями, хотя по все нравственным параметрам и близко не поднявшимся из юдоли земной и «в прахе прозябавших». Не во всех, а зря. Глядишь, и миновали бы нас трагические события.

Для меня стало ясно одно: все постреволюционные термидоры – осознание природы своей. Осознание страстишек в себе любимом и запоздалое понимание: надо что-то с этим делать? Необходимо для начала воспитать в каждом, в каждом чувство равенства и справедливости в поступках. И навсегда вычеркнуть из истории чью-то исключительность и паразитизм существования за счёт остального общества, когда «один с ложкой остальные с сошкой».

Примеры? Пожалуйста. Оставим современным «эффективным менеджерам» и «гениальным владельцам» их так «удачно» и «умно» приватизированные заводы и скважины. Оставим, простим, как требует от нас высшая мораль, открытая человеку ещё ветхими пророками. Но пусть рабочие и персонал покинут свои рабочие места. И что? Да ничего, и заводы будут стоять, и скважины сквозить богатствами из жерл своих, а миллиардеров не будет, журнал «Форбс» сразу закроется, ибо будет не о ком писать. Та самая, воспетая услужниками пера, деловая хватка останется не у дел. Не на ком будет её испытывать и не к кому залазить в карман, выуживая из него «честно и кровно заработанные».

Почитайте авторов двадцатых и тридцатых годов, которые писали о трудовых буднях, сколько воодушевления от осознания свободного труда: «это наш завод», «это наша нива», наши улицы и наши леса. Я сам автор, и могу заверить: все авторы, так или иначе, основываются на своём времени, находят в нём вдохновение. Дух времени. И я обещаю однажды поднять тему авторов тех непростых годов в будущих статьях. Они достойны этого, авторы и года. На оптимизм освобождённого (по-настоящему освобождённому) народа указывал ещё Достоевский Ф.М. в 1881 году в своих дневниках: «освобождённый народ способен на трудовой безвозмездный подвиг…» Так-то.

В контексте сказанного, отмечу: Сталинская эпоха, если выражаться образно и в католическом духе: «чистилище».

Чистилище души от грехов. А если оставить своеобразный библейский язык и придать ему вполне современные формы и стилистику энциклопедистов и гуманитариев, мыслителей нашего времени, то пора бы нам обратиться от цифр к вопросам нравственности и морали.

И тут ничего нового человек пока не придумал. Да и стоит ли заниматься заумью, когда старые уроки далеко не усвоены. Оглянитесь, друзья, так ли умеем мы уважать ближнего своего, и относится к нему с теми же чувствами, с какими мы обращаемся сами к себе? Вряд ли. И я уже не говорю о любви к ближнему. Это урок для нас до сих пор запредельный!

Да вот, мысль навскидку. А не хочет ли нас кто-то отвратить от настоящих уроков жизни, подкинув цифирь, мол, развлекайтесь ею. Крутите и вертите как вам угодно, подкидывайте в воздух, дорисовывайте нули и единицы. Короче, развлекайтесь, но забудьте об этом ближнем. Чёрт с ним! Какой-то сплошной нон-фикшн в головах.

Вы не обращали внимания, что все термидоры лишены циничности. На эшафот, друг за другом восходят и вчерашние аристократы, потом их палачи и новоявленные кумиры. Невзирая на лица и заслуги. Термидоры куда честнее современных законодателей, нашедших для себя удобные норки неприкосновенности. Этакие бароны наших дней. Выскочили из замка, пограбили округи и обратно под защиту неприступных стен закона.

Вот Булгаков сокрушался низкой культурой пролетариев топчущих его богатые ковры в коридорах. А я сокрушаюсь, что не стало той пролетарской силы, сумевшей доказать, что и ковры в коридорах – это дело рук их, и что дай срок и сами пролетарии явят миру высочайшие примеры культуры и этики. И новый человек никогда не получится из собачьего сердца, какие бы технологические ухищрения не применялись профессорами. Преображенский забыл, что его раблезианство в закусках – плод труда пахаря и той же кухарки. А вот его «честно заработанные» ещё надо обсудить. Практикуется-то он, и весьма успешно, на слабостях человеческой природы. Заметьте, не призывает жить чище и лучше, а практикуется и зарабатывает! И при этом морализирует, учит «швондеров» и «шариковых». Ах, каков молодец, этот выходец магистратуры!

А мы-то тоже хороши, из наших дней уже, подхватываем и подлаиваем: революции рождают хаос и разрушение в головах.

И верно. Но хаос и разрушение уже были в головах наших, удел всех революций выявить и осудить, и заставить в ближнем узреть равного себе и достойного, хотя бы, уважения. Или вы считаете, что унижение бедного, но честного труженика перед богатым авантюристом, снискавшим уважение не ежедневным трудом, а хваткой и беспринципностью, на суде, когда вертлявый адвокат, за деньги, признаёт этого трудягу вообще никем перед законом – норма общественной морали? Когда, вот удивительнейшая закономерность! одни становятся все беднее, другие при этом кратно богатеют – признак справедливости? Если вы на самом деле так уверены, то не обессудьте на историю и её грядущие уроки – вас предупреждали. Когда тучи переполняются влагой, случаются и дожди и грозы нешуточные, и затопляет округи и горят леса.

Вот о чём я хотел написать и поведать. Это моё мнение – да. Но этому мнению нужно было пройти через жернова самолюбия и самолюбования. И сегодня в этом мнении, признаюсь, немалая доля ожесточения. Вот такой вот парадокс: попытка полюбить ближнего своего может превратить человека в мизантропа.

Ни тут ли кроется причина тех событий, которые мы имели в так называемые годы «сталинских репрессий».

И чтобы меня не придали окончательной анафеме, напомню слова из Библии (не дословно, я по-прежнему, сторонник принципа: уж лучше пускай прочтут сами): «кто любит – наклоняет и испытывает…»

Кстати, вот вам, навскидку: «Мы хотим иметь государственный аппарат как средство обслуживания народных масс, а некоторые люди этого госаппарата, хотят превратить его в статью кормления. Вот почему аппарат в целом фальшивит… одно из двух или мы откажемся от чиновничьего благополучия и чиновничьего подхода к делу, не будем бояться критики и дадим себя критиковать беспартийным рабочим и крестьянам… либо мы этого не сделаем, неудовольствие будет накапливаться… и тогда пойдёт критика путём восстаний…» Ах, какие волшебные слова, и почему-то всегда свежи и будто сказаны для нас – современников. А кто автор? Не может быть – Сталин?! Но он же…