Найти тему
Nastya

Спиральная динамика: уровни корпоративной культуры

Спиральная динамика - это теория, согласно которой определенные культуры и системы ценностей развиваются по так называемой спирали. Спиральная динамика относится не только к корпоративной культуре компании, но и к отдельным людям или системам (семье, обществу и тд). В данной статье мы поговорим конкретно про корпоративную культуру.

Понимание спиральной динамики дает возможность:

  • Управлять организационным развитием;
  • Предсказывать кризисы и решать их;
  • Решать конфликты;
  • Управлять развитием и поведениями сотрудников и своими собственными.

Согласной данной модели каждый этап развития культуры привязан к определенному цвету, а к каждому цвету относятся определенные ценности, свойственные для данного этапа:

1. Бежевый - культура выживания

На данном этапе сотрудники пытаются обезопасить себя, оградить от лишений. Например, если спросить некоторых основателей бизнеса, почему они создали компанию, они ответят, чтобы выжить или чтобы заработать.

2. Фиолетовый - культура принадлежности

Суть этапа - забота друг о друге, чтобы выжить. Лидер опекает свою команду.

Ценности: традиции, забота, команда, лидерство

3. Красный - культура силы

На этом этапе лидер берет ответственность за все, что происходит (например, он может увольнять сотрудников, вводить правила и тд). Лидер показывает авторитет разными способами (например, что некоторые правила его не касаются, а касаются только сотрудников). Развита внутренняя конкуренция.

Ценности: власть, сила, автономия

4. Синий - культура правил

Все подчиняются единым правилам, включая лидера. На данном этапе каждый имеет право на ошибку, но не на ее повторение.

Ценности: надежность, стабильность, дисциплина

5. Оранжевый - культура результата

Для данного этапа характерна высокая конкуренция, ориентированность на результат и успех.

Ценности: успех, достижения, эффективность, результат

6. Зеленый - культура согласия

Культура согласия - это культура мозговых штурмов, коллективных решений и творчества. Этот этап позволяет выстроить коммуникации на различных уровнях менеджмента. Особо ценится индивидуальная точка зрения и поощряются конструктивные споры.

Ценности: уважение, толерантность

7. Желтый - культура творчества

Люди видят самореализацию в своей деятельности. Сотрудники компании объединяются ради достижения общих целей, но при это каждый может интерпретировать цель по-своему.

Как развивать корпоративную культуру, основываясь на спиральной динамике?

  1. Поймите к какой культуре относитесь лично вы
  2. Определите к какой спирали корпоративной культуры относится компания
  3. Определитесь с коллегами, какую культуру вы хотите построить (Учитывайте, что за раз можно пройти только 1 виток)
  4. Отбирайте людей в компанию по уровню культуры
  5. Выбирайте лидеров, исходя из необходимой культуры (например, если нужна культура успеха, значит, лучше выбирать лидера, который горит идеей сам и вдохновляет других)
  6. Определите организационную структуру
  7. Разработайте управленческие системы
  8. Постоянно отмечайте то, что получается и показывайте это сотрудникам