Найти тему

ТЕХНОЛОГИЯ РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ: "ЧЕРНЫЙ ТЕЛЕФОН" (2022г), "РАССКАЗ СЛУЖАНКИ" и другие примеры

Оглавление

«Черный телефон» (2022г.) – новый триллер с элементами мистики.

Рейтинг 6,6 КП IMDb 7

СЮЖЕТ: В небольшом городе орудует маньяк, который похищает, а затем жестоко убивает мальчиков-подростков.

Главный герой – Финн, паренек-аутсайдер из неблагополучной семьи. Его мать умерла, а отец выпивает и жестоко обращается с Финном и его сестрой.

Когда герой предсказуемо оказывается похищен маньяком, его единственным шансом на спасение становятся подсказки «с того света» - предыдущие жертвы маньяка звонят по отключенному «черному телефону»…

Довольно часто этот фильм характеризуют как «классический фильм ужасов в духе Стивена Кинга».

Стоп-кадр из фильма "Черный телефон"
Стоп-кадр из фильма "Черный телефон"

ВНИМАНИЕ! Далее спойлеры

Этот фильм - просто современный образец жанра. Но именно этим он и интересен в контексте манипуляции общественным сознанием по типу уже широко известной технологии «Окно Овертона».

1. Романтизация и популяризация идеи убийства из мести. Упоение насилием.

Можно спросить – а как же "Граф Монте-Кристо" и другие великие мстители? Но в «Графе Монте-Кристо» главенствует идея «Месть как восстановление справедливости».

Сейчас в массовой культуре акценты смещаются. Месть сама по себе прекрасна. Если вы сможете отомстить обидчику, вы почувствуете удовольствие.

В фильме «Черный телефон» предыдущие жертвы маньяка, которые звонят Финну, говорят прямым текстом, что они хотят отомстить. Не помочь своему "товарищу по несчастью" сбежать и выжить. Не отдать обидчика в руки правосудия. Отомстить. Это самое главное.

В финальной сцене фильма мальчик тринадцати лет голыми руками (подручными приспособлениями) убивает маньяка. В это время группа его ровесников с упоением наблюдает за процессом.

После произошедшего Финн возвращается в школу героем. Он был забитым мальчиком, аутсайдером, а теперь стал популярным, все любят его.

Никакого второго дна, никакого подтекста, никаких сомнений. Законность? Справедливость? Прощение? А что это такое? Если тебя обидели и ты убил обидчика за это – круто. Ты крутой. Знай это с детства.

Кадр из фильма "Черный телефон"
Кадр из фильма "Черный телефон"

Помимо очевидного упоения насилием, тем фактом, что " жестокими мстителями" в фильме выступают дети, достигается эффект "снятия табу". Дети больше не невинны и чисты. Они также греховны и порочны, как и взрослые. Почему для них в обществе должны быть какие-то особые условия?..

Именно такой подход к убийству и мести является сознательно насаждаемым конструктом.

Пример. Последний сезон нашумевшего сериала «Рассказ Служанки» (2022г). Главная героиня спаслась из извращенного общества государства «Галаад» и присутствует на сеансе терапии для беженцев.

В определенный момент она подбивает остальных рассказать, что им хочется сделать со своими обидчиками. Все участницы терапии в красках и с наслаждением выдают разного рода извращенные идеи.

Кадр из сериала "Рассказ Служанки".
Кадр из сериала "Рассказ Служанки".

Ну и ладно, на то она и есть терапия, чтоб выпустить пар, не правда ли?

Вот только некоторое время спустя учувствовавшие в этом сеансе терапии девушки собираются и коллективно, голыми руками, раздирают на куски одного из их обидчиков, который и так ехал «в места не столь отдаленные», чтобы получить по заслугам. Но ведь месть гораздо лучше правосудия. Гораздо приятнее.

Происходит ни что иное, как очередной этап отказа от Христианства и Христианских ценностей. Прощение врагов выглядит совсем не круто. Это не современно. Смотрите, как здорово убивать, это доставляет такое удовольствие. Ведь вам же хочется иногда убить своих обидчиков, так зачем держать себя в руках?

Кадр из сериала "Рассказ служанки"
Кадр из сериала "Рассказ служанки"

2. Создание «серой зоны». Больше нет черного и белого, понятий добра и зла. Что я хочу, то и назову добром, что хочу, то и назову злом.

В начале Эпохи постмодерна произошел отказ от искусства. "Что я хочу, то и назову искусством". Следующий этап - отказ от этики и норм морали. "Что я хочу, то и назову добром. Что хочу, то и назову злом".

Мы ведь свободные люди, не правда ли? Так зачем нам оковы устаревшей морали?

В «Черном телефоне» на это создание «серой зоны» работает тот факт, что главным героем является подросток и его сверстники. И проблемы у него подростковые, самые обычные. И до уровня этих "обычных подростковых проблем" сводится убийство человека.

Но есть примеры «масс-медиа» из проектов последнего времени, которые еще лучше работают на эту «серую зону», в которой отрицается мораль и нравственность.

Разумеется, первым делом на ум приходит сериал «Игра Престолов». Но в нем эффект пропаганды жестокости и отсутствия справедливости сглаживается жанром «фэнтази», а также тем известным фактом, что он основан на переработанной истории Средневековья. Современный человек все-таки считает себя более развитым и цивилизованным, чем жители эпохи Средневековья.

Совсем другое дело – популярный и успешный сериал «Как избежать наказания за убийство».

Оф. постер сериала "Как избежать наказания за убийство"
Оф. постер сериала "Как избежать наказания за убийство"

Это сериал-перевертыш, детектив наоборот. Главные герои – молодые люди, студенты зубастого и беспринципного адвоката. Защищая своих клиентов, они часто нарушают закон. И, хотя они иногда задумываются над тем, справедливо ли оправдывать заведомо виновных… их главная забота куда серьезнее. Все они, по ходу сериала, оказываются замешаны в убийствах. Кто-то непосредственно совершает убийство, кто-то помогает прятать улики и подставлять невиновных. Количество убийств по ходу сериала нарастает.

При этом, герои продолжают жить, как ни в чем не бывало – учиться, влюбляться, выяснять отношения, работать, а зрителю предлагается наблюдать за ними и сопереживать им. Ну и что, что они все преступники. Они ведь не хотели убивать, так получилось. В мире вообще нет справедливости, а они считают себя хорошими людьми, и могут сделать много хорошего. Так что же им, сидеть в тюрьме?

При этом, сериал достаточно умный, и часто намеками – в песнях, сопровождающих видеоряд, в случайно сказанных словах, в попадающих кадр символически предметах, говорит, что герои погрязли в грехе, и все последующие убийства, совершаемые ими – это следствие первой ошибки и желания избежать наказания.

Но этот подтекст вплетен создателями очень аккуратно и считается далеко не каждым зрителем. Герои должны оставаться привлекательны и интересны, чтобы зрители продолжали смотреть сериал от сезона к сезону.

3. НАПОСЛЕДОК ВЕРНЕМСЯ К "ЧЕРНОМУ ТЕЛЕФОНУ". ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА КУРТКУ ДЕВОЧКИ - СЕСТРЫ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ.

Стоп-кадр из фильма "Черный телефон"
Стоп-кадр из фильма "Черный телефон"

Эту куртку нам дают рассмотреть со всех сторон (спереди та же радужная символика). Девочка появляется в этой куртке только в самом конце фильма. Когда ее брат убивает маньяка и выходит на улицу, измазанный в чужой крови.

Почему пропаганда животного начала в человеке – наслаждение убийством, утверждение мести как блага, отрицание норм морали – идет рука об руку с пропагандой ЛГБТ?

Значительное место уделено нетрадиционным отношениям в «Рассказе Служанки», а в «Как избежать наказания за убийство» герои вообще отличаются тем, что по ходу сериала постоянно меняют партнеров, не разбирая пола.

Таковы нормы нового мирового порядка. Свобода превыше всего, поэтому давайте отменим искусство (все равно никто не знает, что это такое), потом - Христианство, за ним – все традиционные ценности, а после – мораль и нравственность как таковую. А что останется от человека?

Останется «Игра Престолов». Новое Средневековье, только без религии.