Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

«Ольга Ивановна, не балуйтесь!»

Дорогие друзья! Продолжаем рассказывать вам истории из жизни Художественного театра разных времен – длинные и короткие, о людях всем известных и вовсе не знаменитых, главное, чтобы эти истории несли в себе человеческий смысл. Этот сюжет – об Ольге Пыжовой (1894 – 1972), из того периода ее жизни, когда будущая знаменитая актриса только начинала на сцене МХАТа и его студий.

Ольга Пыжова в молодости
Ольга Пыжова в молодости

«Самая красивая из некрасивых» – так окрестил Пыжову писатель Анатолий Мариенгоф. Да, наверное, черты ее лица были неправильными, но сколько же в ней было обаяния и ума, сколько жизни и любопытства к миру! Пыжова была смешливой девушкой. Она сама рассказывала, что особенно любила веселить Станиславского, который высоко ценил молодое дарование и возлагал на нее большие надежды. Константин Сергеевич охотно смеялся, слушая рассказы Ольги Ивановны, которая постоянно придумывала какие-то небылицы про свою жизнь, и говорил: «Ваша фамилия неправильная. Ваша фамилия должна быть Ерундова или Чепухова…»

Но однажды Пыжова заигралась. На гастролях в Америке в 1923–24 годах репетировали «Доктора Штокмана». Ольга Ивановна участвовала в массовке – играла девицу в пенсне и шляпке – и без устали забавляла собравшихся.

«Ей казалось, что Станиславский ее не видит. Но он сказал:
— Ольга Ивановна, перестаньте! Перестаньте…
Она второй раз проделала то же самое. Он ей:
— Ольга Ивановна, прошу вас, пожалуйста, не балуйтесь…
На третий раз Станиславский сказал:
— Репетиция прекращается! Ольга Ивановна Пыжова не перестает баловаться…
“Я пришла в такой ужас, — рассказывала Ольга Ивановна, — что трудно себе представить… Из-за меня остановили репетицию, в которой были заняты все корифеи Художественного театра. Я растерялась… Мне было так стыдно, так страшно… А на следующий день произошло вот что: шла репетиция совсем другой пьесы, где был занят Леонид Миронович Леонидов. И вот Нина Николаевна Литовцева, жена Василия Ивановича Качалова, — она была режиссером этого спектакля, — стоя за кулисами, сказала Леонидову:
— Леня, выходи!..
— Я не выйду.
— Леня, выходи. Вы-хо-ди!
Он сказал:
— Не выйду! А я не Леонидов, я Пыжов. Мне все можно”».

Конечно, представить себе ужас Ольги Пыжовой вовсе не сложно. Как известно, основатели МХАТа не только реформировали искусство сцены, но и разработали этический кодекс жизни в театре. Без этики нет эстетики – так они считали, и были в этом вопросе весьма строги.

Что же касается этой и других историй из жизни замечательной актрисы Ольги Пыжовой, то их можно прочесть в мемуарах ее мужа, актера, режиссера и педагога Бориса Бибикова «Театр и судьба» (Душанбе: «Адиб», 1990), а также в публикации в журнале "Дружба народов": Борис Бибиков «Отслужить Станиславскому» (2013, № 11).

Ольга Пыжова - Мирандолина и Константин Станиславский - Кавалер ди Риппафрата в спектакле "Хозяйка гостиницы", 1924 год
Ольга Пыжова - Мирандолина и Константин Станиславский - Кавалер ди Риппафрата в спектакле "Хозяйка гостиницы", 1924 год

Также будет интересно:

Владимир Грибков. Не просто комик

Два Гамлета

Мария Лилина: любовь и театр