Дорогие друзья! Продолжаем рассказывать вам истории из жизни Художественного театра разных времен – длинные и короткие, о людях всем известных и вовсе не знаменитых, главное, чтобы эти истории несли в себе человеческий смысл. Этот сюжет – об Ольге Пыжовой (1894 – 1972), из того периода ее жизни, когда будущая знаменитая актриса только начинала на сцене МХАТа и его студий.
«Самая красивая из некрасивых» – так окрестил Пыжову писатель Анатолий Мариенгоф. Да, наверное, черты ее лица были неправильными, но сколько же в ней было обаяния и ума, сколько жизни и любопытства к миру! Пыжова была смешливой девушкой. Она сама рассказывала, что особенно любила веселить Станиславского, который высоко ценил молодое дарование и возлагал на нее большие надежды. Константин Сергеевич охотно смеялся, слушая рассказы Ольги Ивановны, которая постоянно придумывала какие-то небылицы про свою жизнь, и говорил: «Ваша фамилия неправильная. Ваша фамилия должна быть Ерундова или Чепухова…»
Но однажды Пыжова заигралась. На гастролях в Америке в 1923–24 годах репетировали «Доктора Штокмана». Ольга Ивановна участвовала в массовке – играла девицу в пенсне и шляпке – и без устали забавляла собравшихся.
«Ей казалось, что Станиславский ее не видит. Но он сказал:
— Ольга Ивановна, перестаньте! Перестаньте…
Она второй раз проделала то же самое. Он ей:
— Ольга Ивановна, прошу вас, пожалуйста, не балуйтесь…
На третий раз Станиславский сказал:
— Репетиция прекращается! Ольга Ивановна Пыжова не перестает баловаться…
“Я пришла в такой ужас, — рассказывала Ольга Ивановна, — что трудно себе представить… Из-за меня остановили репетицию, в которой были заняты все корифеи Художественного театра. Я растерялась… Мне было так стыдно, так страшно… А на следующий день произошло вот что: шла репетиция совсем другой пьесы, где был занят Леонид Миронович Леонидов. И вот Нина Николаевна Литовцева, жена Василия Ивановича Качалова, — она была режиссером этого спектакля, — стоя за кулисами, сказала Леонидову:
— Леня, выходи!..
— Я не выйду.
— Леня, выходи. Вы-хо-ди!
Он сказал:
— Не выйду! А я не Леонидов, я Пыжов. Мне все можно”».
Конечно, представить себе ужас Ольги Пыжовой вовсе не сложно. Как известно, основатели МХАТа не только реформировали искусство сцены, но и разработали этический кодекс жизни в театре. Без этики нет эстетики – так они считали, и были в этом вопросе весьма строги.
Что же касается этой и других историй из жизни замечательной актрисы Ольги Пыжовой, то их можно прочесть в мемуарах ее мужа, актера, режиссера и педагога Бориса Бибикова «Театр и судьба» (Душанбе: «Адиб», 1990), а также в публикации в журнале "Дружба народов": Борис Бибиков «Отслужить Станиславскому» (2013, № 11).
Также будет интересно: